О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Люк Х. Э., Роте М. (2018). Общая психология – область науки без истории?

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск2 Страницы113–129
РазделИстория зарубежной психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318020073
Для цитатыЛюк Х. Э., Роте М. (2018). Общая психология – область науки без истории? // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 113–129.




Общая психология – область науки без истории?


В данной статье представлен анализ истории формирования и изменения предмета общей психологии в немецком языковом пространстве. Идея такой научной области возникает уже в конце 18 века, связана с появлением психологии как самостоятельной науки, радикально развивается в 40‑х годах 20 века и продолжает свою эволюцию во 2‑й половине 20 века. Подробнее рассмотрены первые работы, послужившие основой самостоятельной области общей психологии, – физиологическая психология В. Вундта, персоналистическая теория В. Штерна. Общая психология является неоспариваемой частью психологии, однако ее область и предмет понимаются весьма неоднозначно. Парадоксально, но это область без истории или, по крайней мере, с забытой историей, и при этом отдельные темы (восприятие, память, язык) имеют длинную и интересную историю. Ссылки на общую психологию встречаются раньше, чем была выделена эта область психологии. Становление и современное состояние понятия общая психология рассматриваются через соотношение понятий Allgemeine Psychologie (нем.) и General Psychology (англ.), общая, специальная, теоретическая, практическая, прикладная, экспериментальная, когнитивная психология. Обособление этой области от прикладной психологии ограничивает общую психологию «средними», «нормальными», «здоровыми» людьми с «типичными» чертами и проявлениями, то есть рассматривает (1) универсальные закономерности (2) психических функций, которые можно (3) исследовать экспериментальными методами. Выделение общей психологии как области может быть связано с выделением психологии как профессии и введением учебного плана и порядка выдачи дипломов по специальности, что означало повышение статуса психологического образования. Появилось понятие дипломированный психолог. Наряду с дополнительным психологическим образованием на основе философского, педагогического, медицинского или инженерного, в 40‑е годы 20 века в Германии по инициативе Немецкого психологического общества возникло психологическое образование, построенное на обучении основам (то есть базовое, общее). Положение общей психологии в учебном плане в начале обучения по психологической специальности имеет две причины: дидактическую и онтологическую. В послевоенное время образование в области психологии после некоторых дискуссий сохранилось, однако учебный предмет «Общая психология» стал интерпретироваться по‑разному. Новое положение о порядке получения высшего образования по психологической специальности 1970‑х и изменения 1980‑х годов имели и отрицательные последствия, снижение ценности области общей психологии. Таким образом, сегодня правомерен вопрос, чем собственно является общая психология. При этом необходимо учитывать гетерогенность общей психологии: общая психология (Allgemeine Psychologie) отличается от general psychology; тематические поля в общей психологии – в результате образовательных реформ – оказываются менее связанными, чем этого хотелось бы.

Ключевые слова: общая психология; Allgemeine Psychologie; general psychology; история психологии; предмет общей психологии; физиологическая психология В. Вундта; персоналистическая теория В. Штерна; психология как профессия


Библиография
  • Bergius R. (2009). Allgemeine Psychologie. In H. O. Häcker, K.‑H. Stapf (Hrsg.), Dorsch Psychologisches Wörterbuch, 15. Aufl. (S. 28–29). Bern: Huber.
  • Bermeitinger C., Kaup B., Kiesel A., Koch I., Kunde W., Müsseler J., Oberfeld-Twistel D., Strobach T., Ulrich R., Liesefeld H. R., Schütz-Bosbach S., Müller H. J., Abele-Brehm A., Gollwitzer M., Daum M. M., Eckstein K., Schmiedek F., Schuhrke B., Allesch C. G., Allolio-Näcke L., Morgenroth O., Wolfradt U., Lüdmann M., Rief W., Ohly S. (2016). Positionspapier zur Lage der Allgemeinen Psychologie. Psychologische Rundschau, 67 (3), 175–207. doi:10.1026/0033‑3042/a000317
  • Binswanger L. (1922). Einführung in die Probleme der allgemeinen Psychologie. Berlin: Springer. doi:10.1007/978‑3‑642‑47384‑5
  • Boring E. G. (1929). A History of Experimental Psychology. 2nd ed. New York: Appleton Century Crofts, 1950.
  • Brauns H.-P. (2012). Ist die rationale Psychologie eine theoretische Psychologie? In A. Stock, H.‑P. Brauns, U. Wolfradt (Hrsg.), Historische Analysen theoretischer und empirischer Psychologie (S. 9–22). Frankfurt am Main: Lang.
  • Bühring G. (1996). William Stern oder Streben nach Einheit. Frankfurt am Main: Peter Lang.
  • Colman A. M. (2001). A Dictionary of Psychology. Oxford: Oxford University Press.
  • Deutsche Gesellschaft für Psychologie. Psychologie studieren / Über das Fach / Teildisziplinen der Psychologie / Allgemeine Psychologie. URL: https://www.dgps.de/index.php?id=101 (Aufgerufen 28.8.2017).
  • Diplomprüfungsordnung für Studierende der Psychologie vom 16.6.1941, gültig ab 1.4.1941. Deutsche Wissenschaft Erziehung und Volksbildung. Amtsblatt des Reichsministeriums für Wissenschaft, Erziehung und Volksbildung und der Unterrichtsverwaltungen der Länder. Jahrgang 7, Berlin, den 5. Juli 1941, Heft 13, 255–260. URL: http://www.sgipt.org/gesch/psych/diplom41.htm (Aufgerufen 28.8.2017).
  • Fahrenberg J. (2011). Wilhelm Wundt. Pionier der Psychologie und Außenseiter? Leitgedanken der Wissenschaftskonzeption und deren Rezeptionsgeschichte. 2., korrigierte Fassung. http://www.jochen‑fahrenberg.de [PDF‑Datei, 17.9.2017]. Seiten I–VIII, 1–631.
  • Fahrenberg J. (2015). Theoretische Psychologie. Eine Systematik der Kontroversen. Lengerich: Pabst Science.
  • Fahrenberg J. (2017). [Selbstdarstellung]. In K.‑H. Renner, H. E. Lück (Hrsg.), Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 5. (S. 72–85). Lengerich: Pabst Science.
  • Geuter U. (1984). Die Professionalisierung der deutschen Psychologie im Nationalsozialismus. Frankfurt/M: Suhrkamp.
  • Gundlach H. (2013). Das Diplom und die Psychologie. Eine Rückschau. Report Psychologie, 38 (6), 248–252.
  • Gundlach H. (2017). Wilhelm Windelband und die Psychologie. Das Fach Philosophie und die Wissenschaft Psychologie im Deutschen Kaiserreich. Heidelberg: University Publishing. URL: heiup.uni‑heidelberg.de/heiup/catalog/book/203 (Aufgerufen 16.10.2017).
  • Hall S. (1914). Die Begründer der Modernen Psychologie (Lotze, Fechner, Helmholtz, Wundt). Leipzig: Felix Meiner.
  • Hart D. (Hrsg.). (1991). Die Erfindung des Gedächtnisses. Frankfurt am Main: Keip.
  • Hellpach W. (1946). Klinische Psychologie. Stuttgart: Thieme.
  • Hoyos C. G. (1964). Denkschrift Psychologie. Im Auftrage der Deutschen Forschungsgemeinschaft und in Zusammenarbeit mit zahlreichen Fachgelehrten. Wiesbaden: Franz Steiner.
  • John M. (2003). Carl Christian Erhard Schmid und die Psychologie um 1800. In G. Eckardt (Hrsg.), Psychologie vor Ort – ein Rückblick auf vier Jahrhunderte. Die Entwicklung der Psychologie in Jena vom 16. bis 20. Jahrhundert (S. 45–67). Frankfurt: P. Lang.
  • Kluwe R. H. (2005). 100 Jahre Allgemeine Psychologie. In T. Rammsayer, S. Troche (Hrsg.), Reflexionen der Psychologie. 100 Jahre Deutsche Gesellschaft für Psychologie (S. 16–22). Göttingen: Hogrefe.
  • Krampen G. (1992). Zur Geschichte des Psychologiestudiums in Deutschland. Report Psychologie, 17 (1), 18–26.
  • Kroh O. (1941). Ein bedeutsamer Fortschritt der deutschen Psychologie. Werden und Absicht der neuen Diplomprüfungsordnung. Zeitschrift für Psychologie, 151, 1–19.
  • Kroh O. (1942). Wozu Diplompsychologen? Arbeit und Betrieb, 13, 4–8.
  • Lamiell J. T. (2010). William Stern (1871–1938): A Brief Introduction to His Life and Works. Lengerich: Pabst.
  • Luft S. (2013). Einleitung des Herausgebers. In P. Natorp, Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. Erstes Buch, Objekt und Methode der Psychologie. 2. Aufl. herausgegeben von Sebastian Luft (S. 1–19). Darmstadt: Wiss. Buchgesellschaft.
  • Marbe K. (1913). Die Aktion gegen die Psychologie. Eine Abwehr. Leipzig; Berlin: Teubner.
  • McKellar T. P. H. (1987). Allgemeine Psychologie. In W. Arnold, H. J. Eysenck, R. Meili (Hrsg.), Lexikon der Psychologie. Neuausgabe (S. 62–67). Freiburg: Herder.
  • Metzger W. (1965). The historical background for national trends in psychology: German psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 1, 109–115. doi:10.1002/1520‑6696(196504)1:2<109::AID‑JHBS2300010203>3.0.CO;2‑O
  • Michaelis W. (1986). Psychologieausbildung im Wandel: Beschwichtigende Kompromisse, neue Horizonte. München: Profil Verlag.
  • Ministerrat der Deutschen Demokratischen Republik. Ministerium für Hochund Fachschulwesen (1976). Studienplan für Grundstudienrichtungen Psychologie zur Ausbildung an Universitäten und Hochschulen der DDR. 2. überarbeitete Auflage. Berlin.
  • Moede W. (1939). Die notwendigen Neuordnung des psychologischen Studiums sowie dessen Richtlinien. In O. Klemm (Hrsg.), Charakter und Erziehung. Bericht über den 16. Kongreß der Deutschen Gesellschaft für Psychologie in Bayreuth vom 2.–4. Juli 1938. (S. 275–278). Leipzig: Barth.
  • Natorp P. (1904). Allgemeine Psychologie in Leitsätzen zu akademischen Vorlesungen. Marburg: N. G. Elwertsche Verlagsbuchhandlung. 2. Aufl. 1910.
  • Natorp P. (1912). Allgemeine Psychologie nach kritischer Methode. Erstes Buch, Objekt und Methode der Psychologie. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck). 2. Aufl. herausgegeben von Sebastian Luft. Darmstadt: Wiss. Buchgesellschaft, 2013.
  • Prinz W., Müsseler J. (2002). Einleitung: Psychologie als Wissenschaft. In J. Müsseler, W. Prinz (Hrsg.), Allgemeine Psychologie (S. 1–10). Heidelberg: Spektrum. doi:10.1007/978‑3‑642‑53898‑8_1
  • Rahmenordnung für die Diplomprüfung im Studiengang Psychologie – Universitäten und gleichgestellte Hochschulen – beschlossen von der Konferenz der Rektoren und Präsidenten der Hochschulen in der Bundesrepublik Deutschland am 05.11.2002 und von der Ständigen Konferenz der Kultusminister der Länder in der Bundesrepublik Deutschland am 13.12.2002.
  • Retter H. (2001). Oswald Kroh und der Nationalsozialismus. Rekonstruktion und Dokumentation einer verdrängten Beziehung. Weinheim: Deutscher Studien Verlag.
  • Schmid C. Ch. E. (1791). Empirische Psychologie. Jena: Cöker. 2., überarbeitete Aufl. 1796.
  • Schönpflug W. (2000). Allgemeine Psychologie. Essay. In: Lexikon der Psychologie. Heidelberg: Spektrum Akademischer Verlag. URL: http://www.spektrum.de/lexikon/psychologie/allgemeine‑psychologie/604 (Aufgerufen 16.10.2017).
  • Schönpflug W. (2013). Geschichte und Systematik der Psychologie. 3. Aufl. Weinheim: Beltz.
  • Schönpflug W. (2017, July 17). Professional Psychology in Germany, National Socialism, and the Second World War. History of Psychology. Advance online publication. http://dx.doi.org/10.1037/hop0000065 (Aufgerufen 16.10.2017).
  • Sekretariat der Ständigen Konferenz der Kultusminister der Länder in der Bundes‑republik Deutschland (Hrsg.). (1985). Empfehlungen der Studienreformkommission Psychologie. Bonn: Geschäftsstelle für die Studienreformkommissionen.
  • Spada H. (2006). Lehrbuch Allgemeine Psychologie. 3. Auflage. Bern: Huber.
  • Stern W. (1935). Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage. Den Haag: Martinus Nijhoff. doi:10.1007/978‑94‑011‑8825‑8
  • Stern W. (1938). General Psychology from the Personalistic Standpoint. (Transl. by Howard Davis Spoerl). New York: Macmillan. doi:10.1037/11642‑000
  • Stern W. (1950). Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grundlage. 2. Aufl. Den Haag: Martinus Nijhoff.
  • Tschechne M. (2010). William Stern. Hamburg: Ellert & Richter.
  • Wolfradt U. (2012). Theoretische Psychologie: Eine historische Betrachtung eines Begriffs und seiner Inhalte. In A. Stock, H.‑P. Brauns, U. Wolfradt (Hrsg.), Historische Analysen theoretischer und empirischer Psychologie (S. 23–36). Frankfurt am Main: Lang.
  • Wundt W. (1874). Grundzüge der physiologischen Psychologie. Leipzig: Engelmann. URL: http://psychologie.biphaps.uni‑leipzig.de/wundt/opera/wundt/GrundPsy/GphyPsIn.htm (Aufgerufen: 16.10.2017).
  • Wundt W. (1908–1911). Grundzüge der physiologischen Psychologie. Sechste, umgearbeitete Auflage. Leipzig: Engelmann.
  • Ziehen Th. (1915). Die Grundlagen der Psychologie. II. Buch. Prinzipielle Grundlegung der Psychologie. Leipzig und Berlin: B. G. Teubner.
  • Ziehen Th. (1923). Allgemeine Psychologie. Berlin: Heise.
  • Zietz K. (1949). Einführung in die Allgemeine Psychologie. Braunschweig: Waisenhaus‑Buchdruckerei.
  • Zietz K., Lüttge D. (1972). Einführung in die Allgemeine Psychologie. 7., neubearb. u. erg. Aufl. Braunschweig: Waisenhaus‑Buchdruckerei und Verlag.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии