|
|
|
|
Братусь Б.С., Умрихин В.В. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей
Журнал |
Методология и история психологии. 2011. Том 6. Выпуск 2
|
Раздел |
История отечественной психологии
|
Страницы |
5-17
|
Тип |
Научная статья
|
Заглавие |
Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей
|
Авторы |
Братусь Борис Сергеевич
Умрихин Владимир Владимирович
|
Аннотация |
Рассматривается особая роль неявного знания в исторических судьбах научных школ, которые при подчас немногочисленном составе ученых способны совершать значительные прорывы в развитии мысли и порождать крупные исследовательские традиции. Отмечается, что подавляющее большинство наиболее крупных и ярких ученых оказываются учениками не менее ярких личностей в науке, а при обращении к опыту их учителей эта закономерность неизменно повторяется. Одним из скрытых оснований этого феномена выступает движение такой особой формы неявного знания, как личностное знание (М. Полани), не формализуемое в текстах и передаваемое в непосредственном общении между учителем и учеником. Яркий пример такого общения демонстрирует история зарождения и развития школы Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева — А.Р. Лурии, породившая крупную научную традицию — культурно-деятельностную психологию. На материале истории сотрудничества А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским рассмотрена диада «учитель — ученик» в науке. Логика преемственности поколений показана на примере возникновения в школе А.Н. Леонтьева смыслоориентированных концепций личности. Обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания.
|
Ключевые слова |
- А.Н. Леонтьев
- Л.С. Выготский
- культурно-деятельностная психология
- смыслоориентированные концепции личности
- архетипы науки
- циклы жизненного пути ученого
- неявное знание
- личностное знание
- научный текст
- контекст
- подтекст
- драма идей
- научная школа
- преемственность поколений
- смысл
- ценность
- нравственность
- личность
|
Библиография |
- Андреева Г.М. Леонтьев: личность, сознание, деятельность // Мир психологии. 1999. № 1. С. 5-9.
- Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-45.
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Ждан А.Н. Вопросы истории психологии в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 86-94.
- Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
- Иванников В.А. Леонтьев глазами студента и сотрудника // Мир психологии. 1999. № 1. С. 6-13.
- Климов Е.А. А.Н. Леонтьев: служение умопостигаемому Делу // Мир психологии. 2003. № 2. С. 4-10.
- Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. М., 1983.
- Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 33-42.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. О предмете психологии личности // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М., 1994.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.
- Нечаев Н.Н. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 50-69.
- Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев — Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70-85.
- Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999.
- Петренко В.Ф. Психология была для него жизнью // Журнал практического психолога. 2003. № 1-2. С. 90-96.
- Пономаренко В.А. Психологическая первозданность ума и души А.Н. Леонтьева // Мир психологии. 2003. № 2. С. 10–20.
- Соколова Е.Е. Развитие идей Л.С. Выготского в ранних работах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 95-104.
- Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М., 1977.
|
Ссылка на эту статью |
Братусь Б.С., Умрихин В.В. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. 2011. Том 6. Выпуск 2. С. 5-17.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Версия для печати |
|
|
|
© 2016 Редакция журнала "Методология и история психологии"
|
|
|