Методология и история психологии
Братусь Б.С., Умрихин В.В. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2011. Том 6. Выпуск 2
Раздел
История отечественной психологии
Страницы
5-17
Тип
Научная статья
Заглавие
Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей
Авторы
Братусь Борис Сергеевич
Умрихин Владимир Владимирович
Аннотация
Рассматривается особая роль неявного знания в исторических судьбах научных школ, которые при подчас немногочисленном составе ученых способны совершать значительные прорывы в развитии мысли и порождать крупные исследовательские традиции. Отмечается, что подавляющее большинство наиболее крупных и ярких ученых оказываются учениками не менее ярких личностей в науке, а при обращении к опыту их учителей эта закономерность неизменно повторяется. Одним из скрытых оснований этого феномена выступает движение такой особой формы неявного знания, как личностное знание (М. Полани), не формализуемое в текстах и передаваемое в непосредственном общении между учителем и учеником. Яркий пример такого общения демонстрирует история зарождения и развития школы Л.С. Выготского — А.Н. Леонтьева — А.Р. Лурии, породившая крупную научную традицию — культурно-деятельностную психологию. На материале истории сотрудничества А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским рассмотрена диада «учитель — ученик» в науке. Логика преемственности поколений показана на примере возникновения в школе А.Н. Леонтьева смыслоориентированных концепций личности. Обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания.
Ключевые слова
  • А.Н. Леонтьев
  • Л.С. Выготский
  • культурно-деятельностная психология
  • смыслоориентированные концепции личности
  • архетипы науки
  • циклы жизненного пути ученого
  • неявное знание
  • личностное знание
  • научный текст
  • контекст
  • подтекст
  • драма идей
  • научная школа
  • преемственность поколений
  • смысл
  • ценность
  • нравственность
  • личность
Библиография
  • Андреева Г.М. Леонтьев: личность, сознание, деятельность // Мир психологии. 1999. № 1. С. 5-9.
  • Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35-45.
  • Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  • Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
  • Ждан А.Н. Вопросы истории психологии в трудах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 86-94.
  • Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  • Иванников В.А. Леонтьев глазами студента и сотрудника // Мир психологии. 1999. № 1. С. 6-13.
  • Климов Е.А. А.Н. Леонтьев: служение умопостигаемому Делу // Мир психологии. 2003. № 2. С. 4-10.
  • Леонтьев А.А. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. М., 1983.
  • Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 33-42.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  • Леонтьев А.Н. О предмете психологии личности // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
  • Леонтьев А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М., 1994.
  • Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 2007.
  • Нечаев Н.Н. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 50-69.
  • Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев — Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70-85.
  • Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999.
  • Петренко В.Ф. Психология была для него жизнью // Журнал практического психолога. 2003. № 1-2. С. 90-96.
  • Пономаренко В.А. Психологическая первозданность ума и души А.Н. Леонтьева // Мир психологии. 2003. № 2. С. 10–20.
  • Соколова Е.Е. Развитие идей Л.С. Выготского в ранних работах А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 95-104.
  • Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М., 1977.
Ссылка на эту статью
Братусь Б.С., Умрихин В.В. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. 2011. Том 6. Выпуск 2. С. 5-17.