О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Юревич А.В. Парадигмальные дебаты

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3
Раздел
Парадигмы в психологии
Страницы
3-17
Тип
Научная статья
Заглавие
Парадигмальные дебаты
Авторы
Юревич Андрей Владиславович
Аннотация
Автор анализирует отношения между естественно-научной и гуманитарной парадигмами, противоборствующими в психологической науке с первых ее шагов. По его мнению, естественно-научная (по сути, являющаяся квазиестественно-научной) и гуманитарная парадигмы не являются антагонистичными или несоизмеримыми, и в современной психологии наблюдаются тенденции, открывающие перспективы их интеграции. В частности, «практический поворот» и «технологический сдвиг» психологии дают основания зафиксировать формирование новой – «технологической» – парадигмы, потенциально способной послужить основой парадигмального синтеза.
Ключевые слова
  • естественно-научная и гуманитарная парадигмы
  • когнитивные и социальные критерии демаркации
  • перспективы интеграции
  • постмодернизм
  • «технологическая» парадигма
  • психологическая причинность
Библиография
  • Александров Ю.И. О «затухающих» парадигмах, телеологии, «каузализме» и особенностях отечественной науки // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 155-158.
  • Аллахвердов В.М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 100-104.
  • Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  • Арефьев П.Г. Российские интеллектуальные элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 262-301.
  • Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 323-340.
  • Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 1. М., 1982. С. 291-436.
  • Гарбер И.Е. Оппозиция метода и технологии в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 106-117.
  • Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 3-18.
  • Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  • Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1993. № 2. С. 41-50.
  • Климов И.А. Социальный состав и профессиональные ориентации российских обществоведов // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 203-227.
  • Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 92-100.
  • Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  • Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: основы неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. М., 2006. С. 134-147.
  • Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  • Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии. М., 2004. С. 61-81.
  • Мироненко И.А. Континуум или разрыв? // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 110-116.
  • Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 160-173.
  • Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 101-112.
  • Наука и общество на рубеже веков. М., 2000.
  • Серль Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
  • Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 73-84.
  • Соколова Е.Е. Апология системного монизма // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 15-23.
  • Соколова Е.Е. К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности (опыт неравнодушного прочтения книги А.А. Леонтьева «Деятельный ум» // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 107-113.
  • Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
  • Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 190-206.
  • Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 174-192.
  • Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006.
  • Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  • Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. М., 2004.
  • Юревич А.В. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 147-151.
  • Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 97-106.
  • Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
  • Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. М., 2004.
  • Юревич А.В. Типология психологических фактов // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 3-13.
  • Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб., 2006.
  • Block N. Review on Daniel Dennets «Consciousness explained» // J. of Philosophy. 1993. N 4.
  • Carnap R. Psychology in physical language // Logical positivism. N.Y., 1959.
  • Dennet D. How to study human consciousness empirically or nothing comes to mind // Synthese. 1982. V. 2. (November).
  • Dennet D. Brainstorms. Philosophical essays on mind and psychology. Cambridge, 1986.
  • Feigl H. The «mental» and the «physical» // Minnesota studies in philosophy of science. Minneapolis, 1958. V. 3. P. 370-457.
  • Gottlieb G. Synthesizing Nature-Nurture: Rrenatal roots instinctive behavior. Manhwah, NJ, 1997.
  • Hargens L. Using the literature: Reference networks, reference contexts, and the social structure of scholarship // American Sociological Review. 2000. V. 65. P. 148-163.
  • Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 17-30.
  • Granet M. The Tao // Theories of Society. V. II. N.Y., 1961. P. 1098-1101.
  • Masterman M. The nature of a paradigm // Criticism and the growth of knowldge. Cambridge, 1970. P. 33-61.
  • Pinel J.P.J. Biopsychology. Boston, 1993.
  • Polkinhorne D.E. Postmodern Epistemology of Practice // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 146-165.
  • Preparing for 21-st century: science and technology policy in new era. Statement from the presidents of the National Academy of Science, National academy of Engineering and the Institute of Medicine. October 1997: [Electronic resource]. http://www2.nas.edu/new/2176.html
  • Price D. de S. Little science, big science. N.Y., 1963.
  • Quine W.O. Facts of the matter // Essays on the philosophy of W.O. Quine. Norman, 1979.
  • Ritchie-Calder L. The next billion years start now // The Future. N.Y., 1976. P. 206-214.
  • Rorty R. Functionalism, machines and incorrigibility // J. of Philosophy. 1972. V. 69. P. 203-220.
  • Rosenzweig M.R. What is psychological science // International psychological science: Progress, problems, and prospects. Washington, 1992.
  • Smart J.J.C. Sensations and brain processes // Philosophical Review. 1959. V. LXVII. P. 141-156.
  • Tele-interviews // European Psychologist. 2000. N 2.
  • The next twenty-five years of technology: opportunities and risks // 21-st century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD, 1998. P. 33-46.
Ссылка на эту статью
Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3. С. 3-17.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии