Журнал |
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3
|
Раздел |
Парадигмы в психологии
|
Страницы |
3-17
|
Тип |
Научная статья
|
Заглавие |
Парадигмальные дебаты
|
Авторы |
Юревич Андрей Владиславович
|
Аннотация |
Автор анализирует отношения между естественно-научной и гуманитарной парадигмами, противоборствующими в психологической науке с первых ее шагов. По его мнению, естественно-научная (по сути, являющаяся квазиестественно-научной) и гуманитарная парадигмы не являются антагонистичными или несоизмеримыми, и в современной психологии наблюдаются тенденции, открывающие перспективы их интеграции. В частности, «практический поворот» и «технологический сдвиг» психологии дают основания зафиксировать формирование новой – «технологической» – парадигмы, потенциально способной послужить основой парадигмального синтеза.
|
Ключевые слова |
- естественно-научная и гуманитарная парадигмы
- когнитивные и социальные критерии демаркации
- перспективы интеграции
- постмодернизм
- «технологическая» парадигма
- психологическая причинность
|
Библиография |
- Александров Ю.И. О «затухающих» парадигмах, телеологии, «каузализме» и особенностях отечественной науки // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 155-158.
- Аллахвердов В.М. Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 100-104.
- Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
- Арефьев П.Г. Российские интеллектуальные элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 262-301.
- Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 323-340.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 1. М., 1982. С. 291-436.
- Гарбер И.Е. Оппозиция метода и технологии в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 106-117.
- Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 3-18.
- Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестник МГУ. Сер. 14. «Психология». 1993. № 2. С. 41-50.
- Климов И.А. Социальный состав и профессиональные ориентации российских обществоведов // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 203-227.
- Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 92-100.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
- Леонтьев Д.А. Личность как преодоление индивидуальности: основы неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. М., 2006. С. 134-147.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии // Методологические проблемы современной психологии. М., 2004. С. 61-81.
- Мироненко И.А. Континуум или разрыв? // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 110-116.
- Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 160-173.
- Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 101-112.
- Наука и общество на рубеже веков. М., 2000.
- Серль Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
- Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 73-84.
- Соколова Е.Е. Апология системного монизма // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 15-23.
- Соколова Е.Е. К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности (опыт неравнодушного прочтения книги А.А. Леонтьева «Деятельный ум» // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 107-113.
- Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
- Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 190-206.
- Чуприкова Н.И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 174-192.
- Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М., 2006.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
- Юлина Н.С. Головоломки проблемы сознания. М., 2004.
- Юревич А.В. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии, или Раскачанный маятник // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 147-151.
- Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 97-106.
- Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
- Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту. М., 2004.
- Юревич А.В. Типология психологических фактов // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 3-13.
- Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб., 2006.
- Block N. Review on Daniel Dennets «Consciousness explained» // J. of Philosophy. 1993. N 4.
- Carnap R. Psychology in physical language // Logical positivism. N.Y., 1959.
- Dennet D. How to study human consciousness empirically or nothing comes to mind // Synthese. 1982. V. 2. (November).
- Dennet D. Brainstorms. Philosophical essays on mind and psychology. Cambridge, 1986.
- Feigl H. The «mental» and the «physical» // Minnesota studies in philosophy of science. Minneapolis, 1958. V. 3. P. 370-457.
- Gottlieb G. Synthesizing Nature-Nurture: Rrenatal roots instinctive behavior. Manhwah, NJ, 1997.
- Hargens L. Using the literature: Reference networks, reference contexts, and the social structure of scholarship // American Sociological Review. 2000. V. 65. P. 148-163.
- Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 17-30.
- Granet M. The Tao // Theories of Society. V. II. N.Y., 1961. P. 1098-1101.
- Masterman M. The nature of a paradigm // Criticism and the growth of knowldge. Cambridge, 1970. P. 33-61.
- Pinel J.P.J. Biopsychology. Boston, 1993.
- Polkinhorne D.E. Postmodern Epistemology of Practice // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L., 1994. P. 146-165.
- Preparing for 21-st century: science and technology policy in new era. Statement from the presidents of the National Academy of Science, National academy of Engineering and the Institute of Medicine. October 1997: [Electronic resource]. http://www2.nas.edu/new/2176.html
- Price D. de S. Little science, big science. N.Y., 1963.
- Quine W.O. Facts of the matter // Essays on the philosophy of W.O. Quine. Norman, 1979.
- Ritchie-Calder L. The next billion years start now // The Future. N.Y., 1976. P. 206-214.
- Rorty R. Functionalism, machines and incorrigibility // J. of Philosophy. 1972. V. 69. P. 203-220.
- Rosenzweig M.R. What is psychological science // International psychological science: Progress, problems, and prospects. Washington, 1992.
- Smart J.J.C. Sensations and brain processes // Philosophical Review. 1959. V. LXVII. P. 141-156.
- Tele-interviews // European Psychologist. 2000. N 2.
- The next twenty-five years of technology: opportunities and risks // 21-st century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD, 1998. P. 33-46.
|
Ссылка на эту статью |
Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3. С. 3-17.
|
|
|