|
Маланов С. В. (2018). Генетический анализ психологических явлений << К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2018 |
Выпуск | 3 |
Страницы | 47–61 |
Раздел | Методологические проблемы психологии |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S1819265318030032 |
|
|
Для цитаты | Маланов С. В. (2018). Генетический анализ психологических явлений в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 47–61. |
Генетический анализ психологических явлений в теоретическом контексте системно-деятельностной культурно-исторической психологии
Анализируется содержание исходных гипотез о сущности психических явлений. Выделяются основания для исходной локализации психических функций между организмом и предметами окружающего мира, а не внутри организма. С теоретических позиций системно-деятельностной культурно-исторической психологии рассматриваются основания для объяснения генезиса и теоретической классификации психических явлений. В качестве исходных направлений развития психических функций выделяются: а) формирующиеся способы ориентировки животных организмов в окружающей среде (окружающем мире); б) строящиеся на их основе взаимодействия с предметными условиями окружающей среды (окружающего мира). Рассматриваются два центральных направления развития психических функций в жизнедеятельности людей: а) избирательное формирование в онтогенезе мотивационных отношений; б) развитие способностей к целеполаганию и овладение обеспечивающими достижение поставленных целей способами включения во взаимодействия с людьми и способами выполнения предметных действий.
Ключевые слова: объяснения в психологии; локализация психических функций; психика как ориентировочная основа жизнедеятельности, операции и действия; генезис психических функций; ориентировка
Библиография
- Анохин П. К. (1978). Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука.
- Бернштейн Н. А. (1997). Биомеханика и физиология движений. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк».
- Веккер Л. М. (1998). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл.
- Величковский Б. В. (2006). Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 т. М.: Смысл; Издательский центр «Академия».
- Вилюнас В. К. (1990). Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ.
- Выготский Л. С. (1982). Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика.
- Выготский Л. С. (1983). Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика.
- Выготский Л. С. (1996). Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс.
- Выготский Л. С., Лурия А. Р. (1993). Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика.
- Гальперин П. Я. (1998). Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк».
- Гальперин П. Я. (2002). Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»; Высшая школа.
- Глотова Г. А. (1990). Человек и знак. Свердловск: Издательство Уральского университета.
- Давыдов В. В. (2008). Лекции по общей психологии. М.: Издательский центр «Академия».
- Ждан А. Н. (2006). Развитие взглядов на предмет психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 8–22.
- Запорожец А. В. (1986). Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика. С. 25–47.
- Иванников В. А. (1998). Психологические механизмы волевой регуляции. М.: УРАО.
- Иванников В. А. (2010). Основы психологии. Курс лекций. СПб.: Питер.
- Ильенков Э. В. (1991). Философия и культура. М.: Политиздат.
- Леонтьев А. Н. (1965). Проблемы развития психики. М.: Мысль.
- Леонтьев А. Н. (2000). Лекции по общей психологии. М.: Смысл.
- Леонтьев А. Н. (2012). Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл.
- Лоренц К. (1998). Оборотная сторона зеркала. М.: Республика.
- Лурия А. Р. (1979). Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета.
- Мазилов В. А. (2008). Научная психология: проблема объяснения // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 58–73.
- Мазилов В. А. (2015). Стены и мосты: методология психологической науки. Ижевск: ERGO.
- Маланов С. В. (2012). Методологические и теоретические основы психологии. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк».
- Маланов С. В. (2014). Психолингвистика: психологическая теория речевой деятельности. Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».
- Маланов С. В. (2016). Развитие рефлексивных действий как функциональная основа сознания и самосознания // Мир психологии. № 2. С. 88–102.
- Маланов С. В. (2017). От определения психических явлений к анализу направлений развития действий // Культурно-историческая психология. Т. 13. № 2. С. 31–40.
- Науменко Л. К. (1968). Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата: Наука.
- Палагина Н. Н. (1997). Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии.
- Парадигмы в психологии: науковедческий анализ (2012) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. В. Корнилова, А. В. Юревич. М.: Институт психологии РАН.
- Смирнов С. Д. (1985). Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ.
- Соколова Е. Е. (2008). Психологи на распутье: какая методология нужна современной психологии? // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 25–42.
- Сурмава А. В. (2007). Диалектическая психология: драма становления // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 25–39.
- Сурмава А. В. (2012). Мышление и деятельность. М.: НИУ МИЭТ.
- Талызина Н. Ф. (2007). Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 157–162.
- Фритт К. (2014). Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: АСТ, CORPUS.
- Чуприкова Н. И. (2015). Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). М.: Языки славянской культуры.
- Эльконин Д. Б. (2001). Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк».
- Юревич А. В. (2008). Проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 74–87.
|