О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Пископпель А.А. Проблема интеграции психологии: метод и подход

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1
Раздел
Психологическое познание и метод психологии
Страницы
37-50
Тип
Научная статья
Заглавие
Проблема интеграции психологии: метод и подход
Авторы
Пископпель Анатолий Альфредович
Аннотация
Метод, характеризуемый через категорию знания, – это всегда рефлексивное знание. В случае смещения интереса от уровня психологии как научного предмета к уровню психологии как сферы проблема интеграции может и должна обсуждаться уже не только и столько на уровне и в отношении метода, сколько подхода. Речь идет об изменении категориального контекста, категориальных средств рассмотрения. Проблема интеграции в этом случае выступает как проблема самоорганизации сферы психологии, психологической работы. А в этом случае на первом плане оказываются не проблемы объектно-ориентированного метода исследования или даже практико-предметного преобразования объекта (психики), а проблемы взаимопонимания и рефлексии, взаимоотношения мышления, коммуникации и действенности в процессе кооперированной работы. Пример психологического подхода – традиционный психологизм. Проект и замысел интегративной психологии может быть понят и истолкован как замысел создания на основе психологизма традиционного нового психологизма, способного взять на себя функцию интеграции не других сфер мышления и деятельности, а самой психологии.
Ключевые слова
  • интегративная психология
  • теоретическая психология
  • практическая психология
  • рефлексивное знание
  • реальность
  • действительность
  • культура
  • метод
  • подход
  • психологизм
Библиография
  • Вундт В. Психология народов. М.-СПб., 2002.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1982.
  • Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974.
  • Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М., 1975.
  • Дильтей В. Введение в науки о духе: опыт полагания основ для изучения общества и истории // Собрание сочинений. Т. 1. М., 2000 // http://elenakosilova.narod.ru/studia2/dilthey.htm
  • Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996 // http://psylib.org.ua/books/dilte01/index.htm
  • Дубровский В.Я. Понятие «подход» // Симпозиум по понятию «подход». 1979. (Архив Г.П. Щедровицкого, № 73)
  • Козлов В.В. Интегративная психология в поисках целостности // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003.
  • Копнин П.В. Метод // Философская энциклопедия. М., 1964.
  • Мазилов В.А. Научная психология: тернистый путь к интеграции // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003.
  • Микеладзе З.Н. Основоположения логики Аристотеля // Аристотель. Сочинения. Т. 2. М., 1978.
  • Овчинников Н.Ф. Методологические функции философии в естествознании // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968.
  • Пископпель А.А. Научная концепция: структура, генезис. М., 1999.
  • Пископпель А.А. Предмет психологии как методологический дискурс // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2003.
  • Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.
  • Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957.
  • Тюков А.А. Методологические основания комплексной психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003.
  • Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М., 1975.
  • Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Вопросы методологии. 1997. № 1-2.
  • Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.
Ссылка на эту статью
Пископпель А.А. Проблема интеграции психологии: метод и подход // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 37-50.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии