|
Кравцов Г. Г. (2019). Даниил Борисович Эльконин – ученик, соратник и продолжатель дела Л. С. Выготского << К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2019 |
Выпуск | 1 |
Страницы | 155–184 |
Раздел | События психологической жизни |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S1819265319010072 |
|
Для цитаты | Кравцов Г. Г. (2019). Даниил Борисович Эльконин – ученик, соратник и продолжатель дела Л. С. Выготского // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 155–184. |
Даниил Борисович Эльконин – ученик, соратник и продолжатель дела Л. С. Выготского
Д. Б. Эльконин был не только непосредственным учеником и сотрудником Л. С. Выготского, но и одним из тех немногих людей, кто глубоко и во всем историческом значении понял масштаб оставленного его Учителем научного наследия. Именно Д. Б. Эльконин, как никто другой, продолжил разработку идей Л. С. Выготского и стратегическую линию культурно-исторического подхода. Он сумел перенять у своего учителя самое главное – его метод постижения психологической реальности, его способы мышления и проблематизации действительности. Неудивительно, что он был первым их видных психологов, назвавших культурно-историческую психологию Л. С. Выготского неклассической наукой: ведь к ней вполне могут быть отнесены и его собственные исследования. Д. Б. Эльконин считал себя детским психологом, но его работы позволяют назвать его разносторонним и универсальным исследователем, специалистом по проблемам детской игры и основоположником психологии учебной деятельности, знатоком педагогической психологии и психологии образования, разработчиком фундаментальных проблем возрастной психологии и психологии развития. Теоретические же изыскания Д. Б. Эльконина по общей психологии, методологии психологии и философии науки выводят значение его работ за рамки психологии, в более обширную сферу наук о человеке.
Удивительные личностные особенности, таланты и способности Д. Б. Эльконина позволили автору этой статьи отнести его вместе с Л. С. Выготским к числу тех людей, которых А. Маслоу называл достигшими вершины самоактуализации. Автор видит обусловливающую связь между такого уровня способностями и тем Методом, который отличает культурно-исторический подход. Этот Метод совпадает с третьим из видов познания действительности, выделенных Б. Спинозой, – интуитивным.
Ключевые слова: культурно-исторический подход; неклассическая психология; экспериментально-генетический метод; «свободная индивидуальность»; свободная воля; дисциплина мышления; моделирование развития; логика внутренней детерминации; идея «causa sui»; «диадо-монада» саморазвития; три вида познания действительности; идеальная форма
Библиография
- Библер В. С. (1975). Мышление как творчество. М.: Политиздат.
- Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. (1996). Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл.
- Выготский Л. С. (1956). Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР.
- Выготский Л. С. (1960). Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР.
- Выготский Л. С. (1984). Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика.
- Зинченко В. П. (1996). Об этой книге // В кн.: Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл. С. 5–13.
- Спиноза Б. (1892). Этика. М.: Труды московского психологического общества.
- Хейзинга И. (2011). Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха.
- Эльконин Д. Б. (1971). К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. № 4. С. 6–20.
- Эльконин Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. М.: Педагогика.
|