|
Кричевец А. Н. (2019). Судьба смысла и смысл судьбы << К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2019 |
Выпуск | 1 |
Страницы | 80–90 |
Раздел | Разнообразие подходов к проблемам психологии личности |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S1819265319010047 |
|
Для цитаты | Кричевец А. Н. (2019). Судьба смысла и смысл судьбы // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 80–90. |
Судьба смысла и смысл судьбы
В статье с позиций экзистенциальной философии рассматриваются проблемы динамики смысла, различные варианты решения «задачи на смысл» в их связи с категориями свободы и совести. Описываются возможные позиции по отношению к жизненным смыслам, связанные (1) с различением или не различением смысловых структур в отношении их «правильности», а также (2) в отношении источников их «правильной» динамики. Рассмотрены проекции этих различений на сферу психотерапии. Показано, что различение типа (1) приводит к необходимости распознавания структур самообмана и их роли в смысловом оформлении жизни, а различение типа (2) вводит терапевта в проблематику свободы воли и требует прояснения важных философских вопросов, которые в статье вводятся и иллюстрируются с помощью текстов богословов и философов от Августина до Хайдеггера.
Ключевые слова: смысл; динамика смысла; судьба; свобода; совесть; «правильное»; экзистенциальный подход; logos; логотерапия; экзистенциальный анализ
Библиография
- Августин. (1987). О благодати и свободном произволении // Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль. С. 532–557.
- Гусейнов А. А., Иррлитц Г. (1987). Краткая история этики. М.: Мысль.
- Достоевский Ф. М. (1969). Братья Карамазовы. Петрозаводск: Карельское книжное издательство.
- Лэнгле А. (2011). Виктор Франкл. М.: РОССПЭН.
- Лэнгле А. (2013). Экзистенциально-аналитическое понимание воли. Позволение как практика реальной свободы // Экзистенциальный анализ. № 5. С. 27–76.
- Лэнгле А. (2014). Ощущать Правильное? Аутентичность и совесть // Экзистенциальный анализ. № 6. С. 35–74.
- Лютер М. (1987). О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука. С. 290–545.
- Нидлман Дж. (1999). Критическое введение в экзистенциальный психоанализ Людвига Бинсвангера // Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП+; СПб.: Ювента. С. 7–132.
- Сартр Ж.-П. (1990). Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Издательство политической литературы. С. 319–344.
- Сартр Ж.-П. (2000). Бытие и ничто. М.: Республика.
- Тиллих П. (1995). Мужество быть // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист. С. 7–131.
- Толстой Л. Н. (1954). Отец Сергий // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 31. М.: Государственное издательство художественной литературы. С. 5–46.
- Франкл В. (1997). Основные понятия логотерапии // Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента. С. 242–279.
- Франкл В. (2004). Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере. М.: Смысл.
- Хайдеггер М. (1997). Бытие и время. М.: Ad Marginem.
- Чехов А. П. (1981). Душечка // Чехов А. П. Рассказы и повести. М.: Правда. С. 571–583.
- Эразм Роттердамский. (1987). Диатриба, или рассуждения о свободе воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука. С. 218–289.
- Libet B. (1999). Do we have free will? // Journal of Consciousness Studies. N 6 (8–9). P. 47–57.
|