О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Гусельцева М. С. (2019). Рациогуманистический подход Г. А. Балла

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2019 Выпуск1 Страницы28–50
РазделМетодологические основания психологии личности ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265319010023
Для цитатыГусельцева М. С. (2019). Рациогуманистический подход Г. А. Балла // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 28–50.




Рациогуманистический подход Г. А. Балла


Рациогуманистический подход Г. А. Балла рассматривается как концептуальная рамка, позволяющая интегрировать разные исследовательские позиции внутри психологии, в том числе ее естественнонаучные и гуманистические ориентации, и тем самым преодолеть пресловутый раскол на две науки, объяснительную и описательную, а также повысить качество коммуникаций психологии со смежными областями знания. Разработка рациогуманистического подхода и четкое выделение его методологических оснований делает такие коммуникации более продуктивными. К анализу данного подхода применяется методология латентности, нацеленная на осмысление не только проартикулированного автором концептуального содержания, но и вскрытие неочевидных и незамеченных тенденций. Показано, что рациогуманистический подход Г. А. Балла неявно содержит методологические основания, относящиеся к современной постнеклассической, трансдисциплинарной и интегративной эпистемологии.
Характерной особенностью рациогуманистического подхода является его гештальтность. Так, категория свободы в подходе Г. А. Балла не является обособленной, а раскрывает свой смысл в свете представлений о культуре, гуманизме, развитии личности и личностной надежности. Соединенные в общей категориальной сети, эти понятия совокупно создают тот эвристический контекст, который усиливает и порождает особые свойства остальных компонентов.

Ключевые слова: методология; рациогуманистический подход; трансдисциплинарность; культура; рациональность; гуманизм; свобода; личность; латентные тенденции; постнеклассическая психология; Г. А. Балл


Библиография
  • Анцыферова Л. И. (2004). Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Кольберга и его школы) // Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2004. С. 260–285.
  • Балл Г. А. (1990а). Нормы деятельности и творческая активность личности // Вопросы психологии. № 6. С. 25–36. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/906/906025.htm (дата обращения: 01.05.2017).
  • Балл Г. А. (1990б). Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика.
  • Балл Г. А. (1997). Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. Т. 18. № 5. С. 7−19.
  • Балл Г. А. (2006). Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы. Киев: Основа.
  • Балл Г. А. (2013). Рациогуманизм как форма современного гуманизма и его значение для методологии человековедения // Мир психологии. № 3. С. 208−223.
  • Бахманн-Медик Д. (2011). Режимы текстуальности в литературоведении и культурологии: вызовы, границы, перспективы. От антропологического поворота к cultural turns // Новое литературное обозрение. № 107. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/107/do5.html (дата обращения: 02.04.2016).
  • Бахманн-Медик Д. (2013). Культурные повороты по следам «антропологического»: некоторые замечания // Новое литературное обозрение. № 122. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2013/122/7b.html (дата обращения: 03.11.2016).
  • Беркович Е. М. (2003). Банальность добра. Герои, праведники и другие люди в истории Холокоста: Заметки по еврейской истории двадцатого века. М.: Янус-К.
  • Библер В. С. (1991). От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат.
  • Гессен С. И. (1995). Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс.
  • Гирц К. (2004). Интерпретация культур. М.: РОССПЭН.
  • Гусельцева М. С. (2014). Триангуляция как метафорический конструкт: история и методологические перспективы // Вопросы психологии. № 5. С. 3–14.
  • Гусельцева М. С. (2015). Культурно-аналитический подход к изучению эволюции психологического знания: дисс. ... докт. психол. наук. М.
  • Гусельцева М. С. (2017). Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей // Психологические исследования. Т. 10. № 54. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n54/1452-guseltseva54.html (дата обращения: 04.11.2017).
  • Зелинский Ф. Ф. (1995). Из жизни идей: научно-популярные статьи. СПб.: Алетейя.
  • Инглхарт Р. (2002). Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М.: Московская школа политических исследований. С. 106–128.
  • Кант И. (1966). Сочинения в 6 т. Т. 6. М.: Мысль. С. 25–36.
  • Коулман Дж. (2001). Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. C. 122–139. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/217/076/1232/011kOULMAN.pdf (дата обращения: 30.04.2017).
  • Леонтьев Д. А. (2000). Психология свободы // Психологический журнал. Т. 21. № 1. URL: http://psylib.org.ua/books/_leond01.htm (дата обращения: 30.04.2017).
  • Леонтьев Д. А. (2010). Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. Т. 5. Вып. 3. С. 120–140.
  • Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. (2007). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии: конфронтация или …? // Методология и история психологии. Т. 2. Вып. 2. С. 163–169.
  • Маслоу А. (1999). Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл.
  • Межуев В. М. (2012). Идея культуры. Очерки по философии культуры М.: Университетская книга.
  • Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. (2009). Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. Т. 4. Вып. 3. С. 96–105.
  • Петровский В. А. (2010). Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний? // Методология и история психологии. Т. 5. Вып. 1. С. 136–148.
  • Роменец В. А. (1989). Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании. Киев: Здоров#39;я.
  • Роменецъ В. А. (2000). Вчинкова організація канонічної психології // Психологія і суспільство. № 2. С. 25.
  • Рубинштейн С. Л. (2003). Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер. С. 281–426.
  • Терещенко М. (2010). Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла, банальность добра. М.: РОССПЭН.
  • Флейвелл Д. (1967). Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение.
  • Эпикур. (1983). Главные мысли // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Наука. С. 319–324. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358239035 (дата обращения: 01.05.2017).
  • Юревич А. В. (2007). Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии. Т. 2. Вып. 3. С. 3–17.
  • Franklin B. (1756). Pennsylvania Assembly: Reply to the Governor [November 11, 1755] // Packard Humanities Institute: The Papers of Benjamin Franklin // Votes and Proceedings of the House of Representatives, 1755–1756 (Philadelphia, 1756), pp. 19–21. URL: http://franklinpa-pers.org/franklin/framedVolumes.jsp?vol=6&page=238a (дата обращения: 30.04.2017).

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии