О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Ждан А. Н. (2018). Масштабность личности и деятельности А. Н. Леонтьева

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск1 Страницы186–206
РазделСобытия психологической жизни ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318010119
Для цитатыЖдан А. Н. (2018). Масштабность личности и деятельности А. Н. Леонтьева (5.02.1903 – 21.01.1979) // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 186–206.




Масштабность личности и деятельности А. Н. Леонтьева
(5.02.1903 – 21.01.1979)


Статья посвящена 115-летию со дня рождения классика отечественной психологии XX века Алексея Николаевича Леонтьева (1903–1979). Утверждается, что деятельность и личность А. Н. Леонтьева необходимо рассматривать в контексте эпохи, во многом определявшей стиль его научного языка и объяснявшей трудности понимания текстов его трудов. Воссозданы черты личности и многообразные направления его организационной, научной, педагогической и общественной деятельности. Дан теоретический анализ основных понятий и проблем разработанной им общепсихологической концепции, подчеркнуты ее преемственные связи с культурно-исторической теорией Л. С. Выготского, выявлены ее качественные особенности в отличие от классической психологии, показаны ее связи с работами поколения учеников и последователей, образование крупной научной традиции – культурно-деятельностной психологии. Выражается уверенность в неисчерпаемых ресурсах и возможных перспективах дальнейшего развития психологической теории деятельности в XXI веке.

Ключевые слова: психологическая теория деятельности; постулат непосредственности; деятельность; действие; сознание; личность; поступок; интериоризация; экстериоризация; чувственная ткань; личностный смысл; значение; мотив; цель; внешнее; внутреннее; психика; развитие психики; масштабность личности и деятельности А. Н. Леонтьева; факультет психологии МГУ


Библиография
  • Василюк Ф. Е. (2003). «Вы понимаете…» // Журнал практического психолога. № 1–2. С. 232–240.
  • Давыдов В. В. (1996). Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР.
  • Ждан А. Н. (2009). Пути и принципы исследования сознания в истории психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 47–60.
  • Зинченко В. П. (2010). Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур.
  • Зинченко В. П. (2017). Восприятие и визуальная культура / сост. Н. Д. Гордеева, науч. ред. А. И. Назаров, Т. Г. Щедрина. М.; СПб: ЦГИ Принт.
  • Карпова Н. Л., Лабунская В. А., Пашукова Т. И. (ред.). (2017). Психология общения: школа академика А. А. Бодалева. М.: Ассоциация школьных библиотек русского мира (РШБА).
  • Климов Е. А. (1996). Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК».
  • Климов Е. А., Носкова О. Г., Солнцева Г. Н. (ред.). (2015). Психология труда, инженерная психология и эргономика М.: Юрайт.
  • Леонтьев А. А. (2003). Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева. М.: Смысл.
  • Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. (2005). Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл.
  • Леонтьев А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат.
  • Леонтьев А. Н. (1983а). Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика.
  • Леонтьев А. Н. (1983б). Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика.
  • Леонтьев А. Н. (1994). Философия психологии: Из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та.
  • Леонтьев А. Н. (2000). Лекции по общей психологии. М.: Смысл.
  • Леонтьев Д. А. (1999). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл.
  • Петренко В. Ф. (1997). Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ.
  • Петренко В. Ф. (2010). Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф.
  • Петровский А. В. (1987). Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. № 1. С. 15–26.
  • Сеченов И. М. (1863). Рефлексы головного мозга // Медицинский вестник. № 47–48.
  • Талызина Н. Ф. (1975). Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та.
  • Талызина Н. Ф. (1998). Педагогическая психология. М.: Академия.
  • Тендряков В. Ф. (1983). Проселочные беседы // А. Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та.
  • Эльконин Д. Б. (1971). К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. № 4. С. 6–20.
  • Эльконин Д. Б. (1978). Психология игры. М.: Педагогика.
  • Узнадзе Д. Н. (1966). Психологические исследования. М.: Наука.

| Версия для печати |
© 2022 Методология и история психологии