О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Янчук В. А. (2018). Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск1 Страницы124–154
РазделКонструирование предмета психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318010089
Для цитатыЯнчук В. А. (2018). Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 124–154.




Культурно-диалогическая метаперспектива интеграции психологии
в условиях неопределенности и конструктивистского многообразия


Рассматривается проблема нахождения теоретико-эмпирических оснований интеграции психологического знания в контексте культурно-диалогической интердетерминистской метатеории. Обосновывается идея четырехмерности континуумов психологической феноменологии, системообразующим универсальным основанием которых является культура в аспекте конструирования психологической реальности. Разнокачественное, многомерное и мультипарадигмальное психологическое знание представляется в форме трех четырехмерных континуумов. В соответствии с введенным принципом культурно-диалогического интердетерминизма обосновывается интердетерминистский характер взаимодействия составляющих их структурных элементов. Приводятся теоретические и эмпирические обоснования инновационности подхода.

Ключевые слова: гетерогенная система; диалогическая интердетерминация; интеграция; культурно-научная традиция; культурный конструктивизм; метатеория; методология; принцип диалогического интердетерминизма; культурно-диалогический интердетерминистский подход; четырехмерные континуумы психологической феноменологии


Библиография
  • Асмолов А. Г. (2008). Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. № 5. С. 3–11.
  • Асмолов А. Г. (2012). Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО) // Российский психологический журнал. Т. 9 (1). С. 7–11.
  • Асмолов А. Г. (2017). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: мат-лы юбилейной конф.: Т. 6 / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр. С. 79–95.
  • Бахтин М. М. (1986). К методологии гуманитарных наук // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.
  • Библер В. С. (1991). От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат.
  • Голи З. (2014). Сравнение представлений, копинг-стратегий и способов регулирования боли у иранских и белорусских пациентов, испытывающих хроническую боль. Автореф. дис. Минск: БГУ.
  • Леонтьев Д. А. (2013). О некоторых аспектах проблемы «культура и личность» / Культурно-историческая психология. № 1. С. 22–31.
  • Леонтьев Д. А., Моспан А. Н. (2017). Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного // Мир психологии. № 2. С. 12–19.
  • Петренко В. Ф. (2010). Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 5–12.
  • Петренко В. Ф. (2016). Перспективы развития психологической школы Выготского–Леонтьева–Лурии в контексте проблематики психосемантики бессознательного // Мир психологии. № 4. С. 54–67.
  • Юревич А. В. (1999). Системный кризис в психологии // Вопросы психологии. № 2. С. 14–23.
  • Янчук В. А. (2000). Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. Минск: Бестпринт.
  • Янчук В. А. (2003). Психология постмодерна // Время как фактор изменений личности: сб. науч. трудов / под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова. Минск: ЕГУ. С. 175–201.
  • Янчук В. А. (2005). Введение в современную социальную психологию. Минск: АСАР.
  • Янчук В. А. (2006). Постмодернистский, социокультурно-интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 193–200.
  • Янчук В. А. (2012). Межпарадигмальный диалог как ресурс углубления понимания психологической феноменологии: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива // Психологический журнал. № 2. С. 4–17.
  • Янчук В. А. (2013a). Эко-культурная образовательная среда: формирование и развитие. Ч. 1: Образование, наука и инновации // Адукацыя i выхаванне, 1, 60–67.
  • Янчук В. А. (2013b). Эко-культурная образовательная среда: формирование и развитие. Ч. 2: От культурной к межкультурной компетентности // Адукацыя i выхаванне, 7, 69–76.
  • Янчук В. А. (2014). Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива углубления понимания межкультурного взаимопонимания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. № 3 (11). С. 241–253.
  • Янчук В. А. (2015a). К построению социокультурно-интердетерминистской диалогической метатеории интеграции психологического знания // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сб. мат-лов юбилейной конф.: В 5 т. Т. 1. М.: Когито-Центр. С. 136–138.
  • Янчук В. А. (2015b). Четырехмерный континуум понимания феноменологии биопсихосоциальной адаптации: социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива // Материалы IV Междунар. конф. «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе. Социализация субъекта на разных этапах социализации». Минск: Изд. центр БГУ. С. 530–536.
  • Янчук В. А. (2016a). Диалогическая интердетерминация в системе четырехмерных пространств анализа кросс-культурной феноменологии // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: мат-лы V Междунар. науч. конф., 27–28 мая 2016 г. В 2 т. Т. 1. Смоленск: Изд-во СГУ. С. 56–63.
  • Янчук В. А. (2016b). Л. С. Выготский и культурный переворот в психологии // Психологический Vademecum: Витебщина Л. С. Выготского: сб. науч. статей. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова. С. 21–33.
  • Янчук В. А. (2016c). Социокультурно-интердетерминистская диалогическая метатеория интеграции психологического знания в контексте проблемы социального прогресса // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. В 8 ч. Ч. 1 / под ред. В. С. Белгородского и др. М.: МГУДТ. С. 317–324.
  • Янчук В. А. (2017a). Культурно-диалогическая интердетерминистская перспектива позиционирования в проблематике развития личности // Актуальные проблемы психологии развития личности: сб. науч. статей / А. В. Ракицкая, О. Г. Митрофанова (ред.). Гродно: ГрГУ. С. 7–13.
  • Янчук В. А. (2017b). Социокультурно-интердетерминистская диалогическая метатеория интеграции психологического знания // От истоков к современности: 130 лет Московскому психологическому обществу: мат-лы юбилейной конф.: Т. 6 / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр. С. 297–331.
  • Янчук В. А., Сапего Е. И. (2017). Диалогическая интердетерминация в психологической феноменологии: пример профессиональной деформации педагогов // Интеграция образования. № 3. С. 459–476.
  • Bakhtin M. (1986). Speech genres and other late essays. Austin, TX: University of Texas Press.
  • Bandura A. (1978). The Self-System in Reciprocal Determinism // American Psychologist, 33 (4), 345–358.
  • Bohannon J. (2015). Many psychological papers fail replication test // Science, 349 (6251), 910–911.
  • Boss M. (1983). The existential foundations of medicine and psychology. N.Y.: Jason Aronson.
  • Brinkmann S. (2011). Towards an Expansive Hybrid Psychology: Integrating Theories of the Mediated Mind // IPBS: Integrative Psychological and Behavioral Science, 45, 1–20.
  • Cole M. (2010). Vygotsky and Context: Toward a Resolution of Theoretical Disputes // M. G. Cole. The Sociocultural Turn in Psychology: The Contextual Emergence of Mind and Self. N.Y.: Columbia University Press. P. 253–280.
  • Crumley C. (Ed.). (1994). Historical ecology: cultural knowledge and changing landscapes. Santa Fe, NM: School of American Research Press.
  • de Jong H. (2000). Genetic Determinism. How not to Interpret Behavioral Genetics // Theory & Psychology, 10 (5), 615–637.
  • Earp B. D., Trafimow D. (2015). Replication, falsification, and the crisis of confidence in social psychology // Frontiers in psychology, 6.
  • Edwards M. (2010). Organizational transformation for sustainability: An integral metatheory. N.Y.: Routledge.
  • Ellis B. D., Stam H. J. (2015). Crisis? What crisis? Cross-cultural psychology's appropriation of cultural psychology // Culture & Psychology, 21 (3), 293–317.
  • Fogel A., Lyra C. D. P., Valsiner J. (Eds.). (1997). Dynamics and Indeterminism in Developmental and Social Processes. N.Y.: Psychology Press.
  • Funder D. (2016). Taking Situations Seriously: The Situation Construal Model and the Riverside Situational Q-Sort // Current Directions in Psychological Science, 25 (3), 203–208.
  • Gelfand N. G., Chiu Chi-yue, Hong Ying-yi. (2011). Advances in Culture and Psychology. Vol. 1. N.Y.: Oxford University Press.
  • Gelfand N. G., Chiu Chi-yue, Hong Ying-yi. (2012). Advances in Culture and Psychology. Vol. 2. N.Y.: Oxford University Press.
  • Gelfand N. G., Chiu Chi-yue, Hong Ying-yi. (2013). Advances in Culture and Psychology. Vol. 3. N.Y.: Oxford University Press.
  • Gelfand N. G., Chiu Chi-yue, Hong Ying-yi. (2014). Advances in Culture and Psychology. Vol. 4. N.Y.: Oxford University Press.
  • Gergen K. (2010). The Acculturated Brain // Theory & Psychology, 20 (6), 795–816.
  • Goli Z., Yanchuk V. A. (2012). Effect of Racial and Ethnical Differences in Pain Perception: Explaining the Effective Mechanisms on It // Психологический журнал. № 3–4. С. 41–49.
  • Goli Z., Yanchuk V., Torkaman Z. (2015). Cross-Cultural Adaptation and Validation of the Russian Version of the Pain Beliefs and Perceptions Inventory (R-PBPI) in Patients with Chronic Pain // Current Psychology, 34 (4), 772–780.
  • Hart J. (2014). Toward an Integrative Theory of Psychological Defense // Perspectives on Psychological Science, 9 (1), 19–39.
  • Healy P. (2012). Toward an integrative, pluralistic psychology: On the hermeneutico-dialogical conditions of the possibility for overcoming fragmentation // New Ideas in Psychology, 30, 271–280.
  • Henriques G. (2008). The Problem of Psychology and the Integration of Human Knowledge: Contrasting Wilson's Consilience with the Tree of Knowledge System // Theory & Psychology, 18 (6), 731–755.
  • Junne F., Zipfel S. (2015). Research prospects in BioPsychoSocial medicine: new year reflections on the “Cross-Border Dialogue” paradigm // BioPsychoSocial Medicine, 9 (10), 1–4.
  • Keith K. (Ed.). (2011). Cross-Cultural Psychology: Contemporary Themes and Perspectives. Wiley-Blackwell.
  • Kitayama S., Salvador C. E. (2017) Culture Embrained: Going Beyond the Nature-Nurture Dichotomy // Perspectives on Psychological Science. Vol. 12 (5), 841–854.
  • Lane R. D. (2014). Is it possible to bridge the Biopsychosocial and Biomedical models? // BioPsychoSocial Medicine, Vol. 8 (3), 1–3.
  • Lilienfeld S. (2017). Psychology's Replication Crisis and the Grant Culture: Righting the Ship // Perspectives on Psychological Science, 12 (4), 660–664.
  • Marsh H. W., Graven R. G. (2006). Reciprocal Effects of Self-Concept and Performance From a Multidimensional Perspective // Perspective on Psychological Science, 1 (2), 133–263.
  • Mazur L. B., Watzlawik M. (2016). Debates about the Scientific Status of Psychology: Looking at the Bright Side // IPBS: Integrative Psychological and Behavioral Science, 50 (4), 555–567.
  • Mininni G. (2010). The Method of Dialogue: Transaction Through Interaction // IPBS: Integrative Psychological & Behavioral Science, 44 (1), 23–29.
  • Patil P., Peng R. D., Leek J. T. (2016). What Should Researchers Expect When They Replicate Studies? A Statistical View of Replicability in Psychological Science // Perspectives on Psychological Science, 11 (4), 539–544.
  • Powers J. T., Cook J. E., Purdie-Vaughns V., Garcia J., Apfel N., Cohen J. L. (2016). Changing Environments by Changing Individuals: The Emergent Effects of Psychological Intervention // Psychological Science, 27 (2), 150–160.
  • Proietto M., Lombardo G. P. (2015). The “crisis” of psychology between fragmentation and integration: The Italian case // Theory & Psychology, 25 (3), 313–327.
  • Rauthnann J. F., Sherman R. A., Funder D. C. (2015). Principles of Situation Research: Towards a Better Understanding of Psychological Situation // European Journal of Personality, 29, 363–381.
  • Salgado J., Clegg J. W. (2011). Dialogism and the psyche: Bakhtin and contemporary psychology // Culture & Psychology, 17 (4), 421–440.
  • Schmidt F. L., Oh I.-S. (2016). The Crisis of Confidence in Research Findings in Psychology: Is Lack of Replication the Real Problem? Or Is It Something Else? // Archives of Scientific Psychology, 4, 32–37.
  • Shotter J. (2001). Toward a third revolution in psychology: from inner mental representations to dialogically structured social practices // Jerome Bruner: Language, Culture, Self / D. Bakhurst & S. G. Shanker (Eds.). P. 167–183.
  • Simão L. M. (2005). Bildung, Culture and Self // Theory & Psychology, 15 (4), 549–574.
  • Smythe W. E., McKenzie S. A. (2010). A vision of dialogical pluralism in psychology // New Ideas in Psychology, 28 (2), 227–234.
  • Spellman B. (2015). A Short (Personal) Future History of Revolution 2.0 // Perspectives on Psychological Science, 10 (6), 886–899.
  • Sripada C., Kessler D., Jonides J. (2016). Sifting Signal From Noise With Replication Science // Perspectives on Psychological Science, 11 (4), 576–578.
  • Sternberg R. (2017). Mountain Climbing in the Dark: Introduction to the Special Symposium on the Future Direction of Psychological Science // Perspectives on Psychological Science, 12 (4), 649–651.
  • Toomela A. (2007). Culture of science: Strange history of the methodological thinking in psychology // IPBS: Integrative Psychological & Behavioral Science, 41 (1), 6–20.
  • Turner J. (1990). The misuse and use of metatheory // Sociological Forum. Vol. 5 (1). P. 37–53.
  • Valsiner J. (2007). Becoming Integrative in Science: Re-building Contemporary Psychology through Interdisciplinary and International Collaboration // IPBS: Integrative Psychological and Behavioral Science, 41, 1–5.
  • Valsiner J. (2009). Integrating Psychology within the Globalizing World: A Requiem to the Post-Modernist Experiment with Wissenschaft // IPBS: Integrative Psychological and Behavioral Science, 43, 1–21.
  • Valsiner J. (2014a). An Invitation to Cultural Psychology. N.Y.: SAGE Publications.
  • Valsiner J. (2014b). Needed for cultural psychology: Methodology in a new key // Culture & Psychology, 20 (1), 3–30.
  • Valsiner J, Molenaar C. M., Lyra M., Chaudhary N. (Eds.). (2009). Dynamic Process Methodology in the Social and Developmental Sciences. N.Y.: Springer-Verlag.
  • van Geert P. (1997). Que Sera, Sera: Determinism and Nonlinear Dunemic Model Building in Development // A. Fogel, C. D. P. Lyra, J. Valsiner (Eds.). Dynamics and Indeterminism in Developmental and Social Processes. N.Y.: Psychology Press. P. 13–38.
  • Wallis S. E. (2010). Toward a Science of Metatheory // Integral Review. A Transdisciplinary and Transcultural Journal For New Thought, Research, and Praxis. Vol. 6. № 3. P. 73–115.
  • Watanabe T. (2010). Metascientific foundations for pluralism in psychology // New Ideas in Psychology, 28 (2), 253–262.
  • Weinstein N., Przybylski A. K., Ryan R. M. (2013). The Integrative Process: New Research and Future Directions // Current Directions in Psychological Science, 22 (1), 69–74.
  • Wertheimer M. (1912). Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung // Zeitschrift für Psychologie, 61 (1), 161–265.
  • Witherington D. (2007). The Dynamic Systems Approach as Metatheory for Developmental Psychology // Human Development, 50, 127–153.
  • Yanchuk V. (2014). Sociocultural-Interdeterminist Dialogical Perspective of Intercultural Mutual Understanding Comprehension Deepening // Open Journal of Social Sciences. Vol. 2, 178–191.
  • Yanchuk V. (2016). Sociocultural-interdeterminist dialogical metatheory of psychological knowledge integration // International Journal of Psychology, 51, p. 438.

| Версия для печати |
© 2022 Методология и история психологии