О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Мазилов В. А. (2018). Психология в XXI столетии: проблема предмета науки

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск1 Страницы108–123
РазделКонструирование предмета психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318010077
Для цитатыМазилов В. А. (2018). Психология в XXI столетии: проблема предмета науки // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 108–123.




Психология в XXI столетии: проблема предмета науки


Статья посвящена обсуждению вопроса о перспективах психологии как науки. Оспаривается мнение, согласно которому психология не представляет собой единой науки, а являет собой набор практически не сообщающихся между собой дисциплин. В статье отстаивается мнение, что психология является фундаментальной научной дисциплиной, у нее прекрасное будущее. Она находится в начале своего становления фундаментальной наукой. В статье подвергается сомнению традиционный вывод, согласно которому психология стала самостоятельной наукой во второй половине XIX столетия. Высказывается тезис, что психология еще не стала самостоятельной наукой. Эта цель еще не достигнута. В статье анализируются условия и первые шаги на этом пути. Анализируется проблема предмета психологии. Первый шаг, который необходимо сделать, состоит в пересмотре трактовки предмета науки. В работе предлагается трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека, анализируются преимущества такого подхода. Утверждается, что трактовка предмета психологии как внутреннего мира человека позволяет решить многие проблемы, накопившиеся в общей психологии.

Ключевые слова: психология; будущее; развитие психологии; единство; фундаментальная наука; предмет; внутренний мир


Библиография
  • Аллахвердов В. М. (2002). Пришла методологическая пора – психология, отворяй ворота! // Вопросы психологии. № 4. С. 154–157.
  • Аллахвердов В. М. (2006). Вечно зеленеющий предмет психологии на фоне сухой теории // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 100–104.
  • Аристотель. (1976). Сочинения: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль.
  • Асмолов А. Г. (2002). По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл.
  • Асмолов А. Г. (2012). Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение.
  • Василюк Ф. Е. (2003). Методологический анализ в психологии. М.: Смысл.
  • Василюк Ф. Е., Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г., Петровский В. А., Пружинин Б. И., Щедрина Т. Г. (2012). Методология психологии: проблемы и перспективы / под общ. ред. Т. Г. Щедриной. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив.
  • Взаимоотношения исследовательской и практической психологии (2015) / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: ИП РАН.
  • Вундт В. (1880). Основания физиологической психологии. М.: Типогр. М. Н. Лаврова и Ко.
  • Гусельцева М. С. (2009). Проблема изучения психики как междисциплинарного феномена: культурно-аналитический подход // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 166–179.
  • Зинченко В. П. (2003). Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара: Методология психологии / под ред. В. В. Новикова и др. Ярославль: МАПН. С. 98–134.
  • Зинченко В. П. (2006). Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 207–231.
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. (2005). О человеческой душе и плоти // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 34–43.
  • История психологии: период открытого кризиса (1992) / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: МГУ.
  • Карицкий И. Н. (2006). Экспликация предмета психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 105–118.
  • Леонтьев А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат.
  • Леонтьев Д. А. (2006). Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл. С. 134–147.
  • Леонтьев Д. А. (2008). Теория личности А. Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 7–20.
  • Мазилов В. А. (1998). Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН.
  • Мазилов В. А. (2002). Предмет и задачи психологии // Общая психология: Учебник / под ред. А. В. Карпова. М.: Гардарики. С. 5–23.
  • Мазилов В. А. (2004). Научная психология: проблема предмета // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии / под ред. В. В. Новикова и др. Ярославль: МАПН. С. 207–225.
  • Мазилов В. А. (2006). О предмете психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 55–72.
  • Мазилов В. А. (2008). Интеграция психологического знания. Ярославль: МАПН.
  • Мазилов В. А. (2015). Психология академическая и практическая: актуальное сосуществование и перспективы // Психологический журнал. № 3. С. 87–96.
  • Мазилов В. А. (2017а). Методология психологической науки: история и современность. Ярославль: ЯГПУ.
  • Мазилов В. А. (2017б). Психология: возвращение к Демокриту / Ярославский педагогический вестник. № 1. С. 178–188.
  • Никитин Е. П. (1970). Объяснение – функция науки. М.: Наука.
  • Парадигмы в психологии: науковедческий анализ (2012) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. В. Корнилова, А. В. Юревич. М.: ИП РАН.
  • Петренко В. Ф. (2007). Космический странник – сознание: опыт индивидуального брейн-шторминга // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 5–24.
  • Петренко В. Ф. (2010). Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф.
  • Пископпель А. А. (2006). Гуманистический принцип личности и предмет психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 232–250.
  • Прогресс психологии: критерии и признаки (2011) / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. М.: ИП РАН.
  • Роговин М. С. (1969). Введение в психологию. М.: Высшая школа.
  • Рубинштейн С. Л. (1940). Основы общей психологии. Москва: Учпедгиз.
  • Рубинштейн С. Л. (1973). Философские корни экспериментальной психологии // С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. С. 68–90.
  • Субъектный подход в психологии (2009) / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН.
  • Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива (2007) / под ред. А. Л. Журавлева, А. В. Юревича. М.: ИП РАН.
  • Фрит К. (2016). Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Corpus; АСТ.
  • Человек, субъект, личность в современной психологии (2013). Мат-лы Междунар. конф., посвященной 80‐летию А. В. Брушлинского. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: ИП РАН.
  • Чуприкова Н. И. (2006). Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 174–192.
  • Шадриков В. Д. (2004). О предмете психологии (Мир внутренней жизни человека) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 1. С. 5–19.
  • Шадриков В. Д. (2006). Мир внутренней жизни человека. М.: Логос.
  • Шадриков В. Д., Мазилов В. А. (2015). Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт.
  • Янчук В. А. (2006). Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 193–206.
  • Merton R. K. (1949). Social Theory and Social Structure. N.Y.: Free Press.

| Версия для печати |
© 2022 Методология и история психологии