|
Петровский В.А. Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний?
Журнал |
Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1
|
Раздел |
Психологические вариации
|
Страницы |
136-148
|
Тип |
Научная статья
|
Заглавие |
Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний?
|
Авторы |
Петровский Вадим Артурович
|
Аннотация |
Подлежат различению: слово «Я», существующее в культуре («Я» как культурный знак); Я-прообразы в психике – чувственные оттиски «Я» как культурного знака; идея Я в жизнедеятельности индивида. Абсурдны попытки гипостазировать существующее понимание «Я» как производящей основы восприятия, действия, переживания: никакого гносеологического (познающего), волевого (действующего), экзистенциального (переживающего) субъекта, как непосредственной основы активности индивида, нет. Все это – фикции, миражи, мнимости. Анализ, однако, показывает, что они способны обнаруживать свое участие в бытии. Культурные знаки «Я», чувственно запечатленные в психике, будучи прообразами Я, сами по себе еще не являются Я. Но индивид, активность которого опосредствуется прообразами Я – «узорами», «композициями», «рисунками», «чертежами», «иконками» в чувственном материале психического, а также текстами, описывающими взаимоотношения между ними, заявляет о себе как о реальном Я (здесь мнимое Я превращается в Я-подлинное, Я-действительное). Реальное Я есть форма существования индивида, определяемая встречей присущей ему бессубъектной активности со знаками, презентирующими прообразы Я. Прообраз Я превращается в реальное Я, когда опосредует устремленные вовне импульсы индивидуальной активности; вследствие этого мир изменяется и адресует индивиду новые вызовы; на них индивид отзывается новыми импульсами, смешивая их со своей бессубъектной спонтанностью. На каждом новом своем витке активность индивида не только опосредуется знаками Я, но и модифицирует их: они при этом как бы возвращаются к себе самим, превращаясь из посредников индивидуальной активности в ее результат. Таким образом рождается подлинное Я: субъект познания, воли, переживаний.
|
Ключевые слова |
- «Я»
- Я-иллюзорное
- Я-действительное
- субъект
- экзистенция
- причина себя
- прообразы Я
- знак
- гипостаза
- символы бесконечности
- опосредование
- идея
|
Библиография |
- Агафонов А.Ю. Интервью с В.А. Петровским, д-ром психол. наук, профессором, членом-корреспондентом РАО // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4-5. С. 78-90.
- Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., 2010.
- Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии. М., 2010.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. д-ра психол. наук. М., 1992.
- Петровский В.А. Психология: «непредметность» предмета // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии / Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль, 2004. С. 240-245.
- Петровский В.А. Мотив границы: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. № 3.
- Петровский В.А. Логика Я: персонологическая перспектива. М., 2010а (в печати).
- Петровский В.А. Смысловые миры личности, или «Во что верит мысль?» // Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар, 2010б (в печати).
- Хант Г. О природе сознания. М., 2004.
- Хант Г. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Вып. 1. С. 61-86.
- Ярошевский М.Г., Петровский В.А. Психика // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6-ти тт. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005. С. 24-27.
|
Ссылка на эту статью |
Петровский В.А. Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний? // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1. С. 136-148.
|
|