О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2007 Том2 Выпуск1 Страницы5-19
РазделПсихологическое познание и метод психологии ТипНаучная статья Загрузить полный текст статьи в формате PDF




Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки


В статье утверждается, что психологическая наука входит в такую фазу своего развития, которая позволяет ей осмыслить самое себя как саморазвивающееся целое и поставить вопросы о закономерностях собственного становления. Пока еще преобладает образ науки как закрытой системы, растущей «снизу» в процессе решения специфичных для нее «головоломок». Однако уже сегодня можно заметить признаки формирования образа науки как открытой системы, саморазвитие которой предстает как переход возможности в действительность, инициированный самим фактом открытости. Трансформация метода науки детерминирована не только «снизу», т.е. тем, как открывается психологическая реальность в процессе ее конкретно-научного исследования, но и теми закономерностями, которые присущи научному познанию как таковому. Рост уровня системности общенаучного мышления, позволяющего различать простые системы, сложные саморегулирующиеся системы, сложные саморазвивающиеся системы, обусловливает рост уровня системности психологического мышления, детерминируя тем самым закономерные трансформации предмета науки «сверху». Сегодня психология пытается понять роль психики в самоорганизации человека как открытой саморазвивающейся системы.

Ключевые слова: самоорганизация; саморазвитие; тенденции развития; прогрессивное развитие; становление; закономерности становления; предмет науки; метод науки; избирательное взаимодействие; уровень системности мышления; классика; неклассика; постнеклассика


Библиография
  • Агафонов А.Ю. Феномен сознания в когнитивной деятельности. Автореф. дис. д-ра наук. СПб., 2006.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  • Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т. 1. М., 1982.
  • Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Дис. д-ра психол. наук. Барнаул, 2002.
  • Климов Е.А. Об амбифлекторной природе психического // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. «Психология». 1992. № 1. С. 51-60.
  • Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Автреф. докт. дис. М., 1991.
  • Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005.
  • Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. 1997. № 5. С. 19-27.
  • Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. № 8-9. С. 7-15.
  • Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. 1996. № 2. С. 23-27.
  • Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 1999.
  • Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1997.
  • Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997. С. 20-48.
  • Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологи // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 109-120.
  • Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
  • Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  • Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд., изм. и доп. / Сост. и общ. ред. Ю.П. Сенокосова. М., 1992.
  • Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека. Автореф. дис. д-ра психол. наук. Барнаул, 2005.
  • Поппер К. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
  • Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 3-17.
  • Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 73-85.
  • Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
  • Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // http://filosof.historic.ru/books/c0026_1.shtml
  • Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М., 2000.
  • Стругацкий А., Стругацкий Б. Сталкер. (Литературная запись кинофильма, режиссер – Андрей Тарковский) // http://rusf.ru/abs/
  • Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 2. М., 1966.
  • Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 3-11.
  • Ярошевский М.Г. К истории форм психологического познания // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 137-145.

Ссылка на эту статью: Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 5-19.

| Версия для печати |
© 2020 Методология и история психологии