О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Сусоколова И. А. (2018). Проблема кризиса в психологии: Л. С. Выготский и современность (часть 2)

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск4 Страницы160–174
РазделИстория психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318040131
Для цитатыСусоколова И. А. (2018). Проблема кризиса в психологии: Л. С. Выготский и современность (часть 2) // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 160–174.




Проблема кризиса в психологии:
Л. С. Выготский и современность
(часть 2)


Преобразования психологической науки, начало которым положил Л. С. Выготский, рассмотрены в историческом аспекте. Прослежены особенности продвижения эмпирической и теоретической психологии к высшей форме психики (творчество, гениальность, креативность) путями, указанными Выготским. Продвигаясь от простого к сложному, объективно-эмпирическая психология (психометрия) описывает креативность в терминах предшествующих форм психики (интеллекта, памяти), упорядочивая лишь ее отдельные гипотетические признаки, которые измеряются с помощью универсального метода – теста, построенного по стимульно-реактивному принципу. Разложение сложного единства на разобщенные элементы не позволяет собрать из них целостного феномена. Предложенные на основе психометрической трактовки креативности практические рекомендации по отбору детей с высокими показателями тестов и стимуляции их продуктивности не дают ожидаемого увеличения количества гениев. С позиций теоретической психологии предлагается определение творчества, посредством выявления единицы его анализа, обнаруживающей существо и раскрывающей механизм этого феномена. В соответствии с этим определением разработан специфический психологический метод диагностики, по результатам которой предложены эффективные педагогические рекомендации по формированию и воспитанию творческих личностей. Этот подход реализует предвиденную Выготским перестройку методологии науки, соответствующую требованиям высокоорганизованной практики (термин Выготского).

Ключевые слова: теория кризиса в психологии; эмпирическая психология; теоретическая психология; психометрия; творчество; креативность; высокоорганизованная практика


Библиография
  • Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. (2011). Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ.
  • Выготский Л. С. (1982–1984). Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика.
  • Сусоколова И. А. (2009). Математические модели в психологии // Психология и психотехника. Сентябрь, № 9 (12). С. 39–47.
  • Сусоколова И. А. (2016). Объективно-эмпирические исследования высшей формы психики. К 150-летию основания психометрии // Одаренный ребенок. № 2. С. 6–33. № 3. С. 13–38. (См. также в библиотеке журнала «Методология и история психологии»).
  • Anastasi A. A. (1930). A group factor in immediate memory // Archives of Psychology. N 120. P. 5–61.
  • Anastasi A. A. (1932). Further studies of the memory factor // Archives of Psychology. N 142.
  • Anastasi A. A. (1982). Psychological Testing. 5ed. New York: Macmillan Publishing Co., Inc.; London: Collier Macmillan Publishers.
  • Ausubel D. P. (1964). Creativity, general creative abilities, and the creative individual // Psychology in the Schools. Vol. 1. N 4. Р. 344–347.
  • Bernstein E. (1924). Quickness and Intelligence: An Inquiry Concerning the Existence of a General Speed Factor. London: Cambridge University Press.
  • Boring E. G. (1923). Intelligence as the tests test it // New Republic. 34. P. 35–37.
  • Cattell J. M. (1890). Mental tests and measurements // Mind. Vol. 15. Iss. 59. P. 373–381.
  • Ebbinghaus H. (1897). Uebere eine neue Methode zur Prüfung geistinger Fähigkeiten und ihre Anwendung bei Schulkindern // Zeitschrift für Psychologie. Bd. 13. S. 401–459.
  • Galton F. (1911). Inquiries into Human Faculty and Its Development. London: J. M. Dent & Sons.
  • Garrett H. E. (1930). A study of the CAVD intelligence examination // Journal of educational research. Vol. 21. Р. 103–108.
  • Garrett H. E. (1938). Differentiable mental traits // The Psychological Record. Vol. 7. N 10. Р. 259–298.
  • Garrett H. E. (1946). A developmental theory of intelligence // American Psychologist. Vol. 1. N 9. Р. 372–378.
  • Garrett H. E., Bryan A. I., Perl R. (1935). The age factor in mental organization // Archive of Psychology. 176. #31.
  • Glăveanu V. P. (2014). The psychology of creativity: A critical reading // Creativity. Theories – Research – Applications. Vol. 1. Issue 1. Р. 10–32.
  • Guilford J. P. (1952). General Psychology. Princeton, NJ: D. Van Nostrand Company, Inc.
  • Guilford J. P. (1955). Les dimensions de l'intellect // L'analyse factorielle et ses applications. Ed. by H. Laugier. Paris: CNRS. P. 55–77, 92, 206.
  • Guilford J. P. (1956). The structure of intellect // Psychological Bulletin. Vol. 53 (4). P. 267–293.
  • Guilford J. P. (1958). New frontiers of testing in the discovery and development of human talent // Seventh Annual Western Regional Conference on Testing Problems. Princeton, NJ; Los Angeles, CA: Educational Testing Service. Р. 20–32.
  • Guilford J. P. (1959а). Three faces of intellect // American Psychologist. Vol. 14. N 8. P. 469–479.
  • Guilford J. P. (1959b). Traits of creativity // Creativity and Its Cultivation. Ed. by H. H. Anderson. New York: Harper and Row. P. 142–161.
  • Guilford J. P. (1961). Factorial angles to psychology // Psychological Review. 68. P. 1–20.
  • Guilford J. P. (1963). Intellectual resources and their values as seen by scientists // Scientific Creativity: Its Recognition and Development. Ed. by C. W. Taylor, F. Barron. New York: John Wiley & Sons. P. 101–118.
  • Guilford J. P. (1967). The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill Inc.
  • Guilford J. P. (1977). Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity. Buffalo, NY: The Creative Education Foundation, Inc.
  • Guilford J. P. (1979). Cognitive Psychology with a Frame of Reference. San Diego, CA: EdITS publishers.
  • Guilford J. P. (1986). Creative Talents. Buffalo, NY: Bearly Limited.
  • Guilford J. P., Hoepfner R. (1971). The Analysis of Intelligence. New York: McGraw-Hill Company.
  • Hargreaves H. (1927). The "faculty" of imagination // The British Journal of Psychology Monograph Supplements. Vol. X.
  • Intelligence and its measurement: a symposium (1921). // The journal of educational psychology. Vol. XII. N 3. P. 123–147; N 4. P. 195–216; N 5. P. 271–275.
  • Kaufman A. B., Kornilov S. A., Bristol A. S., Tan M., Grigorenko E. L. (2010). The neurobiological foundation of creative cognition // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. C. Kaufman, R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press. Р. 216–232.
  • Kaufman J. C., Sternberg R. J. (Eds.). (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Kim K. H., Cramond B., Van Tassel-Baska J. (2010). The relationship between creativity and intelligence // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. C. Kaufman, R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press. P. 395–412.
  • Müller G. E. (1913). Gedächtnistätigkeit des Vorstellungsverlaufes // Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane. 1 Abteilung. 111 Teil.
  • Plucker J. A., Makel M. C. (2010). Assessment of creativity // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. C. Kaufman, R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press. Р. 48–73.
  • Runco M. A. (1991). On investment and creativity: A response to Sternberg and Lubart // Creativity Research Journal. Vol. 4 (2). P. 202–205.
  • Runco M. A. (2010). Divergent thinking, creativity, and ideation // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. C. Kaufman, R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press. Р. 413–446.
  • Sharp S. E. (1899). Individual psychology: A study in psychological method // American Journal of Psychology. Vol. 10. N 3. P. 329–391.
  • Schiller B. (1934). Verbal, numerical and spatial abilities of young children // Archives of Psychology. N 161.
  • Schneck M. R. (1929). The measurement of verbal and numerical abilities // Archives of Psychology. N 107.
  • Spearman C. E. (1923). The Nature of "Intelligence" and the Principles of Cognition. London: Macmillan and Co., Limited, St. Martin's Street.
  • Sternberg R. J. (2006). The nature of creativity // Creativity Research Journal. Vol. 18 (1). P. 87–98.
  • Terman L. M., Oden M. H. (1940). Status of the California gifted group at the end of sixteen years // Yearbook of National Society of Study of Education. Vol. 39. Part 1. Р. 67–89.
  • Thorndike E. L. (1924). Measurement of intelligence // The Psychological Review. Vol. 31 (3). P. 219–252.
  • Thorndike E. L., Bregman E., Cobb M., Woodyard E. (1927). The Measurement of Intelligence. New York: ARNO PRESS, A New York Times Company.
  • Urban K. K. (1991). Recent trends in creativity research and theory in Western Europe // European Journal of High Ability. Vol. 1. Issue 1. P. 99–113.
  • Ward Th. B., Kolomyts Yu. (2010). Cognition and creativity // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. C. Kaufman, R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press. Р. 93–112.
  • White W. F. (1990). Divergent thinking vs. convergent thinking – a GT anomaly // Education. Vol. 111 (2). Р. 208–213.
  • Wissler C. (1901). The correlation of mental and physical traits // Psychological Monographs. Vol. 3 (6).
  • Woodworth R. S. (1921). Psychology: A Study of Mental Life. New York: Henry Holt and Company.

| Версия для печати |
© 2019 Методология и история психологии