|
Люк Х. Э. (2018). История психологии: ее методология и методы << К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2018 |
Выпуск | 4 |
Страницы | 87–100 |
Раздел | Методология истории психологии |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S181926531804009X |
|
Для цитаты | Люк Х. Э. (2018). История психологии: ее методология и методы // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 87–100. |
История психологии: ее методология и методы
На примере нескольких распространенных в современной истории психологии заблуждений показано, что научно-историческая действительность сложнее, чем она представлена в лекциях и литературе, создающих впечатление непрерывного и логичного развития психологии как научной области. Наиболее часто ошибки связаны с обратной экстраполяцией современной ситуации в прошлое, без учета того, что развитие отнюдь не происходит прямолинейно. Так, психология не является сугубо экспериментальной наукой, в ней всегда была «рассуждающая», философская часть. Научная психология в Германии во время национал-социализма утратила свой уровень и включенность в международное профессиональное сообщество, однако в это же время произошло качественное развитие психологии, институционализация ее как профессии. Психоанализ не является сугубо австрийско-немецким явлением, который после добровольной или вынужденной эмиграции видных психоаналитиков был восторженно принят в США, его расцвет можно было наблюдать в Восточной Европе и России после Октябрьской революции. Существуют различные модели написания истории психологии: описание значимых событий и вкладов выдающихся личностей; история идей, представляющая развитие концепций, теорий и парадигм в науке; история проблем, заключающаяся в систематизации фундаментальных вопросов; социальная история науки, сконцентрированная на анализе отдельных школ и институтов психологии; контекстуальная история. Дано представление об основном инструментарии историка психологии: работа с источниками; герменевтическая интерпретация текстов; библиометрический анализ; «устная история». Подчеркивается роль архивов и музеев, содержащих важные для историков психологии материалы.
Ключевые слова: методология психологии; история психологии; модели написания истории психологии; психология времен национал-социализма; психоанализ в России; методы историко-психологического исследования; архивы по истории психологии
Библиография
- Ash M. G. & Geuter U. (Hrsg.). (1985). Geschichte der Psychologie im 20 Jahrhundert. Opladen: Westdeutscher Verlag.
- Benetka G. und Rudolph C. (2008). Selbstverständlich ist vieles damals geschehen… // Werkblatt. № 60. S. 5–45.
- Bonin W. F. von (1983). Die großen Psychologen. Hermes Handlexikon. Von der Seelenkunde zur Verhaltenswissenschaft. Forscher Therapeuten und Ärzte. Düsseldorf: ECON Taschenbuchverlag.
- Boring E. G. (1929). A History of Experimental Psychology. New York: Appleton Century Crofts.
- Boring E. G. (1950). A History of Experimental Psychology, 2nd ed. New York: Appleton Century Crofts.
- Danziger K. (1990). Constructing the Subject: Historical Origins of Psychological Research. New York: Cambridge University Press.
- Eckardt G. (2010). Kernprobleme in der Geschichte der Psychologie. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften.
- Floud R. (1980). Einführung in quantitative Methoden für Historiker. Stuttgart: Klett-Cotta.
- Geuter U. (1984). Die Professionalisierung der deutschen Psychologie im Nationalsozialismus. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
- Jansz J. & Druen P. van. (2004). A Social History of Psychology. Oxford: Blackwell.
- Hehlmann W. (1967). Geschichte der Psychologie. Stuttgart: Kröner.
- Heidbrink H. (1991). Personal-Computer in der psychologiegeschichtlichen Forschung – am Beispiel bibliometrischer Analysen // H. E. Lück & R. Miller (Hrsg.), Theorien und Methoden psychologiegeschichtlicher Forschung. Göttingen: Hogrefe. S. 110–124.
- Hillix W. A. (1980). Do half of Americas psychologists descend from Wundt? // Wilhelm Wundt – progressives Erbe, Wissenschaftsentwicklung und Gegenwart: Protokoll des internationalen Symposiums Leipzig, 1. und 2. November 1979, 1980. Leipzig: Karl-Marx-Universität. S. 191–200.
- Lück H. E. (Hrsg.). (2004). Psychologie in Selbstdarstellungen, Band 4. Lengerich: Pabst Science Publishers.
- Lück H. E., Grothe S. & Schmidt C. O. (2004). Kalendarium der Psychologiegeschichte 1904–2004. URL: http://vs.fernuni-hagen.de/dgps/
- Nitzschke B. (1989). Marxismus und Psychoanalyse. Historische und aktuelle Aspekte der Freud-Marx-Debatte // Luzifer-Amor. № 2, Heft 3. S. 108–138.
- Pongratz L. J. (1967). Problemgeschichte der Psychologie. Bern und München: Francke.
- Pongratz L. J., Traxel W. & Wehner E. G. (Hrsg.). (1972). Psychologie in Selbstdarstellungen. Bern, Stuttgart, Wien: Huber.
- Pongratz L. J., Traxel W. & Wehner E. G. (Hrsg.). (1979). Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 2. Bern, Stuttgart, Wien: Huber.
- Schmidt W. (1924). Psychoanalytische Erziehung in Sowjetrussland. Bericht über das Kinderheim-Laboratorrium in Moskau. Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag.
- Schönpflug W. (2004). Geschichte und Systematik der Psychologie. Ein Lehrbuch für das Grundstudium. 2. Aufl. Weinheim: Beltz.
- Tögel C. (1988). Lenin und Freud: Zur Frühgeschichte der Psychoanalyse in der Sowjetunion // Luzifer-Amor. № 1, Heft 2. S. 34–40.
- Traxel W. (1985). Geschichte für die Gegenwart. Vorträge und Aufsätze zur Psychologiegeschichte. Passau: Passavia Universitätsverlag.
- Volkmann-Raue S., Lück H. E. (2011). Bedeutende Psychologinnen des 20. Jahrhunderts. 2., überarbeitete Auflage. VS Verlag.
- Wehner E. G. (Hrsg.). (1992). Psychologie in Selbstdarstellungen. Band 3. Bern: Huber.
- Wundt W. (1920). Erlebtes und Erkanntes. Stuttgart: Alfred Kröner.
|