О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Чередникова Т. В., Логвинова И. В. (2018). Проблемы психокоррекции когнитивного дефицита у детей

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск4 Страницы64–72
РазделНаучное наследие Л. М. Веккера ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318040064
Для цитатыЧередникова Т. В., Логвинова И. В. (2018). Проблемы психокоррекции когнитивного дефицита у детей с позиций общей теории психических процессов Л. М. Веккера // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 64–72.




Проблемы психокоррекции когнитивного дефицита у детей
с позиций общей теории психических процессов Л. М. Веккера


В статье излагаются инновационные принципы психокоррекции когнитивного дефицита, сформулированные на основе ряда теоретических положений единой теории психических процессов Л. М. Веккера. Представлены результаты лонгитюдного экспериментального исследования эффективности введения этих принципов в практику нейрокогнитивной коррекции функционального дефицита у дошкольников 5–7 лет (с разной степенью выраженности задержки психического развития). Обсуждаются полученные в экспериментальных группах значимые различия и корреляции различных когнитивных показателей, исследованных рядом известных валидных методов (нейропсихологическая батарея, тест интеллекта WAIS Д. Векслера и др.), а также авторским тестом «Цветоструктурирование». Выявленные закономерности коррекционной динамики когнитивного дефицита соответствуют векторам усложнения в иерархии когнитивных психических структур и психических регуляторов, раскрытым в теории Веккера. Преимущество в интенсивности и качестве этой динамики при использовании инновационных методов подтверждает их прикладную значимость. А наибольшая чувствительность к коррекционным сдвигам теста «Цветоструктурирование», направленного на измерение пространственных и модально-интенсивностных характеристик раскраски тестового рисунка, согласуется с постулатами теории Веккера о первичности этих свойств для любого психического отражения. Это подтверждает эффективность измерения универсальных единиц пространства, времени, модальности и интенсивности для диагностики когнитивного дефицита и его коррекционной динамики у детей.

Ключевые слова: единая теория психических процессов; когнитивный дефицит; задержка психического развития; психокоррекция; психодиагностика


Библиография
  • Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. (2008). Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер.
  • Вассерман Л. И., Чередникова Т. В. (2011). Психологическая диагностика нейрокогнитивного дефицита: Рестандартизация и апробация методики «Комплексная фигура» Рея-Остеррита: Методические рекомендации / разраб. Л. И. Вассерман, Т. В. Чередникова. СПб.: С.-Петербургский гос. университет.
  • Веккер Л. М. (1974). Психические процессы. Т. 1. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  • Веккер Л. М. (1976). Психические процессы. Т. 2: Мышление и интеллект. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  • Веккер Л. М. (1981). Психические процессы. Т. 3: Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  • Гальперин П. Я. (1985). Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. университета.
  • Глезерман Т. Б. (1983). Мозговые дисфункции у детей. Нейропсихологические аспекты. М.: Наука.
  • Логвинова И. В. (2010). Нейропсихологический анализ сформированности психических функций у детей дошкольного возраста с когнитивным дефицитом и динамика их развития в процессе психокоррекции // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 4. Пятигорск. С. 171–179.
  • Семенович А. В. (2008). Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис.
  • Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. (2002). Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ.
  • Чередникова Т. В. (2004а). Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков: Методика «Цветоструктурирование». СПб.: Речь.
  • Чередникова Т. В. (2004б). Проверьте развитие ребенка. СПб.
  • Чередникова Т. В., Логвинова И. В. (2011). Применение графических методов в психодиагностике нарушений умственного развития и нейрокогнитивного дефицита у детей: Пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева.
  • Jeste S. S., Friedman S. L., Urion D. K. (2009). Child neurology: autism as a model: considerations for advanced training in behavioral child neurology // Neurology. Vol. 73, N 9. Р. 733–735.
  • Simos P. G., Fletcher J. M., Denton C., et al. (2006). Magnetic source imaging studies of dyslexia interventions // Developmental Neuropsychology. Vol. 30, N 1. Р. 591–611.
  • Slomine B., Locascio G. (2009). Cognitive rehabilitation for children with acquired brain injury // Developmental Disabilities Research Reviews. Vol. 15, N 2. Р. 133–143.

| Версия для печати |
© 2020 Методология и история психологии