О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Меньшикова Л. В. (2018). Образные компоненты интеллектуальной деятельности в теории Л. М. Веккера

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск4 Страницы55–63
РазделНаучное наследие Л. М. Веккера ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318040052
Для цитатыМеньшикова Л. В. (2018). Образные компоненты интеллектуальной деятельности в теории Л. М. Веккера // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 55–63.




Образные компоненты интеллектуальной деятельности
в теории Л. М. Веккера


Большим вкладом в разработку проблемы образных основ интеллекта стали исследования природной организации психических процессов, выполненные Л. М. Веккером. В его теории образы органически входят в состав интеллектуальной деятельности человека на всех ее уровнях, включая высшие формы понятийного отражения действительности. Целенаправленные исследования позволили Л. М. Веккеру дать определение мышлению как процессу непрерывно совершающегося обратимого перевода информации с языка пространственно-предметных структур (и связанных с ними модально-интенсивностных параметров), на психолингвистический, символически-операторный язык, представленный речевыми сигналами. В статье приведены результаты исследований, проведенных в Новосибирском государственном техническом университете, подтверждающие теоретико-методологические положения его теории. Рассмотрено прикладное значение концепции Л. М. Веккера для повышения эффективности обучения студентов инженерным умениям, в частности, моделированию физических явлений. Показано, что взаимодействие образов разной степени обобщенности (чувственно-наглядных и символических) с вербальными компонентами оказывает существенное влияние на эффективность когнитивных схем при работе с математическими моделями физических явлений. Приводятся данные других исследователей, подтверждающие идею Л. М. Веккера о полимодальности или интермодальности мысли. Теорию Л. М. Веккера отличает выраженный антропологический подход к рассмотрению ментальной природы человека. В своих работах он четко обозначил переход от «человека ощущающего» к «человеку мыслящему, переживающему и действующему» в контексте его жизненных обстоятельств. Рассматривая закономерности трансформации пространственных и модальных характеристик образных компонентов при переходе к высшим формам интеллектуальной активности и их органическую связь, Л. М. Веккер подчеркнул значение чувственно-сенсорного опыта как важного ресурса творческой активности и жизнеспособности человека. Ему удалось создать оригинальную концепцию, включающую анализ механизмов интеграции различных психических компонентов в познавательной деятельности, которая имеет важное прикладное значение. В частности, она является теоретическим основанием в исследовании вопроса о формировании и использовании образного опыта студентов не только как средства активизации их интеллектуального поведения в вузе, но и как средства развития их индивидуальности.

Ключевые слова: теория Л. М. Веккера; образные компоненты; интеллект; функция образов; полимодальность мысли; прикладное значение теории Л. М. Веккера; формирование инженерных умений; онтологический аспект теории Л. М. Веккера


Библиография
  • Адамар Ж. (1970). Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Советское радио.
  • Ананьев Б. Г. (1977). О проблемах современного человекознания. М.: Наука.
  • Барабанщиков В. А. (2007). Контуры онтологической концепции восприятия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 4. № 3. С. 4–26.
  • Бессонова В. Н. (1986). Творческая самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональных умений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ; НЭТИ.
  • Василюк Ф. Е. (1993). Структура образа // Вопросы психологии. № 5. С. 5–19.
  • Веккер Л. М. (1976). Психические процессы. Т. 2. Мышление и интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ.
  • Веккер Л. М. (1998). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл.
  • Зинченко В. П. (1991). Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. № 2. С. 15–36.
  • Зинченко В. П. (2007). Плавильный тигль Вильгельма Гумбольдта и внутренняя форма слова Густава Шпета в контексте проблемы творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 3. С. 79–97.
  • Ксенчук Е. В. (1984). Роль образных компонентов мышления в процессах решения задач: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ; НЭТИ.
  • Кучина Т. В. (1984). Деятельность педагога по формированию у студентов общеинженерных умений и навыков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ; НЭТИ.
  • Меньшикова Л. В. (1974). Образные компоненты в мышлении: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ.
  • Меньшикова Л. В., Скок Г. Б. (1990). Психологическая служба в вузе. М.: Исслед. центр Гособразования СССР.
  • Мещерякова С. И. (1986). Акмеологические основы обучения методу моделирования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л.: ЛГУ.
  • Мещерякова С. И., Меньшикова Л. В. (1973). Об участии образных компонентов в процессе работы с математическими моделями физических явлений // Психология технического творчества. М.: Изд-во АПН СССР. С. 28–33.
  • Нуркова В. В. (2006). Память // Общая психология / под ред. Б. С. Братуся. Т. 3. М.: Издательский центр «Академия».
  • Селиванова Э. Б. (1979). Роль образных компонентов в формировании общеинженерных знаний, навыков и умений: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ; НЭТИ.
  • Скок Г. Б. (1973). Формирование специальных конструктивных умений инженера при обучении алгоритмам в курсе физики: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ; НЭТИ.
  • Холодная М. А. (1997). Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; Москва: Барс.
  • Tulving E. (2001). Origin of autonoesis in episodic memory // The Nature of Remembering. Washington.
  • Paivio A. (1986). Mental Representations. New York: Oxford University Press; Oxford: Clarendon Press.

| Версия для печати |
© 2019 Методология и история психологии