О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Вассерман Л. И., Чередникова Т. В. (2018). Актуальные проблемы современной нейропсихологии в свете теории Л. М. Веккера

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск4 Страницы40–54
РазделНаучное наследие Л. М. Веккера ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318040040
Для цитатыВассерман Л. И., Чередникова Т. В. (2018). Актуальные проблемы современной нейропсихологии в свете общей теории психики Л. М. Веккера // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 40–54.




Актуальные проблемы современной нейропсихологии
в свете общей теории психики Л. М. Веккера


В статье кратко рассматриваются актуальные проблемы нейропсихологических теорий и исследований внимания, его развития и нарушений в онтогенезе. Оценивается значение общих психологических принципов, сформулированных в информационной теории психики Л. М. Веккера для решения этих проблем. Обосновывается продуктивность обращения детской нейропсихологии к фундаментальным закономерностям информационной организации психики, к понятиям основных и сквозных психических процессов, их иерархии и связей с многоуровневым мозговым носителем. Эти положения демонстрируются на примере объяснения конкретных экспериментальных фактов нейропсихологии внимания, противоречий между ее конкурирующими теориями, а также острых частных вопросов нарушений нейроразвития в детском возрасте.

Ключевые слова: нейропсихология внимания; закономерности информационных психических процессов; нейропластичность; синдром дефицита внимания; нарушения математических способностей; синдром Вильямса


Библиография
  • Балонов Л. Я., Деглин В. Л. (1976). Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. Л.: Наука.
  • Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. (1988). Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина.
  • Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. (1997). Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлеспечать.
  • Вассерман Л. И., Чередникова Т. В. (2010). Современные проблемы детской нейропсихологической диагностики: Методологические аспекты // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Рождение и жизнь: клиническая психология детства» 15–16 октября 2010. СПб. С. 24–28.
  • Вассерман Л. И., Шерешевский Г. (2006). Современные батареи для детской нейропсихологической диагностики, используемые в англоязычных странах (обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. № 3. С. 1–15.
  • Веккер Л. М. (1974). Психические процессы. Т. 1. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  • Веккер Л. М. (1976). Психические процессы. Т. 2. Мышление и интеллект. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  • Веккер Л. М. (1981). Психические процессы. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  • Величковский Б. М. (2009). Сквозные психические функции в эволюционной архитектуре когнитивных процессов // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / под ред. М. А. Холодной и М. В. Осориной. СПб. С. 25–35.
  • Глозман Ж. М. (2009). Нейропсихология детского возраста. М.: Академия.
  • Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. (1994). Левши. М.: Книга.
  • Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. (1997). Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Рос. пед. агентство.
  • Лурия А. Р. (1973). Основы нейропсихологии. М.: МГУ.
  • Микадзе Ю. В. (2008). Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер.
  • Мухина В. С. (1999). Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия.
  • Семенович А. В. (2008). Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис.
  • Симерницкая Э. Г. (1985). Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ.
  • Тонконогий И. М., Пуанте А. (2007). Клиническая нейропсихология. СПб.: Питер.
  • Хомская Е. Д. (2005). Нейропсихология. СПб.: Питер.
  • Цветкова Л. С. (1997). Нейропсихология письма, чтения и счета. М.: Юристъ.
  • Цветкова Л. С. (ред.). (2001). Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК».
  • Andersen R. A. (1995). Encoding of attention and spatial location in the posterior parietal cortex // Cerebal Cortex. Vol. 5. Р. 457–469.
  • Ansari D., Donlan C., Karmiloff-Smith A. (2007). Typical and atypical development of visual estimation abilities // Cortex. Vol. 43. N 6. P. 758–768.
  • Atkinson J., Hood B. (1994). Deficits of selective visual attention in children with focal lesions // Infant Behavior and Development. Vol. 17. Р. 423.
  • Atkinson J., Nardini M. (2008). Visuospatial and visuomotor development // J. Reed, J. W. Rogers (Eds.), Child Neuropsychology. Oxford: Blackwell. P. 2–42.
  • Baron I. S. (2003). Neuropsychological Evaluation of the Child. Springer, USA.
  • Castellanos F. X., Kelly C., Milham M. P. (2009). The restless brain: attention-deficit hyperactivity disorder, resting-state functional connectivity, and intrasubject variability // The Canadian Journal of Psychiatry. Vol. 54. N 10. P. 665–672.
  • Clarkson M. G., Berg W. K. (1983). Cardiac orienting and vowel discrimination in newborns: Crucial stimulus parameters of acoustic stimuli // Child Development. Vol. 54 (1). P. 162–171.
  • Colombo J. (2001). The development of visual attention in infancy // Annual Review of Psychology. Vol. 52. Р. 337–367.
  • Csibra G. A., Tucker L. A., Johnson M. N. (2001). Differential frontal cortex activation before anticipatory and reactive saccades in infant // Infancy. N 2. Р. 159–174.
  • Dehaene S. et al. (1999). Sources of mathematical thinking: Behavioral and brain-imaging evidence // Science. Vol. 7. N 284. P. 970–974.
  • Davis N. et al. (2009). Aberrant functional activation in school age children at-risk for mathematical disability: a functional imaging study of simple arithmetic skill // Neuropsychologia. 47 (12). P. 2470–2479.
  • Donders J., Hunter S. J. (Eds.). (2010). Principles and Practice of Lifespan Developmental Neuropsychology. New York.
  • Emond V., Joyal C., Poissant H. (2009). Structural and functional neuroanatomy of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD) // Encephale. Vol. 35. N 2. P. 107–114.
  • Fox N. A. (1979). Psychophysiological correlates of emotional reactivity during the first years of life // Developmental Psychology. Vol. 25. N 3. Р. 364–372.
  • Frazier-Wood A. C. et al. (2012). Neuropsychological intra-individual variability explains unique genetic variance of ADHD and shows suggestive linkage to chromosomes 12, 13, and 17 // American Journal of Medical Genetics. Part B: Neuropsychiatric Genetics. Vol. 159B. N 2. P. 131–140.
  • Fuentes L. J. (2004). Inhibitory processing in the attentional network // M. I. Posner (Ed.), Cognitive Neuroscience of Attention. New York: Gilford Press. P. 45–55.
  • Fuster J. M. (2003). Cortex and Mind: Unifying Cognition. New York.
  • Giedd J. N. 1 et al. (1996). Quantitative magnetic resonance imaging of human brain development: ages 4–18 // Cerebral Cortex. Vol. 6 (4). P. 551–60.
  • Johnson M. N. (1990). Cortical maturation and the development of visual attention in early infancy // Journal of Cognitive Neuroscience. N 2. Р. 81–95.
  • Haith M. M., Wentworth N., Canfield R. L. (1993). The formation of expectations in early infancy // C. Rovee-Collier, L. P. Lipsitt (Eds.), Advances in Infancy Research. Vol. 8. Р. 251–297.
  • Kirchner H. et al. (2009). Ultra-rapid sensory responses in the human frontal eye field region // Journal of Neuroscience. Vol. 29. N 23. P. 7599–7606.
  • Kucian K., Kaufmann L. (2009). A developmental model of number representation // Journal of Behavioral and Brain Science. Vol. 32. Р. 340–341.
  • Lezak M. D., Howieson D. B., Loring D. W. (2004). Neuropsychological Assessment. New York.
  • Luman M. et al. (2009). Does reward frequency or magnitude drive reinforcement-learning in attention-deficit / hyperactivity disorder? // Psychiatry Research. Vol. 15. N 168 (3). P. 222–229.
  • McCarthy R. A., Warrington E. K. (1990). Cognitive Neuropsychology: Clinical Introduction. San Diegо; New York; London.
  • Mesulam M. M. (1981). A cortical network for directed attention and unilateral neglect // Annals of Neurology. N 10. P. 309–325.
  • Mesulam M. M. (1990). Large-scale neurocognitive networks and distributed processing for attention, language and memory // Annals of Neurology. Vol. 28. P. 597–613.
  • Peterson R. L. (2009). Pediatric Neuropsychology: Research, Theory, and Practice. New York.
  • Posner M. I., Peterson S. E. (1990). The attention system of the human brain // Annual Review of Neuroscience. Vol. 13. P. 25–42.
  • Reed J., Warner-Rogers J. (Еds.). (2008). The Child Neuropsychology: Concept, Theory and Practice. West Sussex, UK.
  • Reynolds C. R., Fletcher-Janzen E. (Еds.). (2008). Handbook of Clinical Child Neuropsychology. New York.
  • Richards J. E. (2003). Development of attention system // M. De Hann, M. H. Johnson (Eds.), The Cognitive Neuroscience of Development. Hove, East Sussex: Psychology Press. P. 73–98.
  • Robinson D. L., Kertzman C. (1995). Covert orienting of attention in macaques: Contributions of the supper colliculus // Journal of Neuropsychology. Vol. 74 (2). Р. 713–721.
  • Rommelse N. N. et al. (2008). Speed, variability, and timing of motor output in ADHD: Which measures are useful for endophenotypic research? // Behavior Genetics. Vol. 38. N 2. P. 121–132.
  • Semrud-Clikeman M., Teeter E. P. (2009). Child Neuropsychology: Assessment and Interventions for Neurodevelopmental Disorders. Springer, USA.
  • Sergeant J. A., van der Meere J. (1990). Convergence of approaches in localizing the hyperactivity deficit // B. B. Lahey, A. E. Kazdin (Eds.), Advances in Clinical Child Psychology. New York: Plenum Press. Vol. 13. P. 207–246.
  • Tranel D., de Haan E. (2007). Selective developmental neuropsychological disorders // Cortex. Vol. 43. N 6. P. 667–671.

| Версия для печати |
© 2020 Методология и история психологии