О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Балин В. Д., Степанова Ю. В. (2018). Л. М. Веккер и Санкт‑Петербургская психологическая школа

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск4 Страницы17–33
РазделНаучное наследие Л. М. Веккера ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318040027
Для цитатыБалин В. Д., Степанова Ю. В. (2018). Л. М. Веккер и Санкт‑Петербургская психологическая школа // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 17–33.




Л. М. Веккер и Санкт‑Петербургская психологическая школа


Статья посвящена роли и месту Л. М. Веккера в деятельности Санкт‑Петербургской научной психологической школы. Описываются особенности этой школы: эволюционизм, психологизм, методологическая загруженность, комплексность–системность, эмпирическая направленность, тяготение к естественно‑научной парадигме. Перечисляются проблемы, решаемые школой, в частности: проблема психогенеза, изучение билатеральной асимметрии, изучение энерго‑информационных взаимоотношений, изучение соотношения между разными формами активации, типологические исследования и нейродинамика, исследование сенсорных систем, поиск психологических инвариантов, математическая психология и др. Показывается, какие проблемы разрабатывал Л. М. Веккер в своей деятельности на факультете психологии СПбГУ. Он строил общую теорию психических процессов, отталкиваясь от первоначально разработанной им концепции психического восприятия и его модели. При построении общепсихологической конструкции психики он предлагал в качестве исходной точки брать физику, как наиболее развитую естественно‑научную дисциплину. Начинать эту работу надо с создания единиц измерения, которые хорошо представлены в физике. При разработке общепсихологической концепции психики Л. М. Веккер обращал внимание на то, что строить эту конструкцию надо на материале нормы, нужно разрабатывать концепцию нормальной психики, а не применять данные, полученные на больной психике, для нормы, как это очень часто делается. Имя Л. М. Веккера ассоциируется у многих психологов с идеей иерархии геометрических инвариантов, заимствованной им из топологии и примененной для описания стадий формирования психических образов. Лев Маркович внес большой вклад в развитие естественно‑научной парадигмы, разрабатываемой ленинградскими психологами в 50–70‑е годы ХХ в. и лежащей в основе общепсихологических построений других психологов этой школы.

Ключевые слова: естественно‑научная парадигма; Ленинградская (Санкт‑Петербургская) психологическая школа; единая теория психических процессов; геометрические инварианты; энерго‑информационные взаимоотношения


Библиография
  • Адрианов О. С. (1976). О принципах организации интегративной деятельности мозга. М.: Медицина.
  • Акинщикова Г. И. (1969). Телосложение и реактивность организма человека. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та.
  • Акинщикова Г. И. (1977). Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л.: Изд-во ЛГУ.
  • Ананьев Б. Г. (2001). О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер.
  • Арбиб М. (1976). Метафорический мозг. М.: Мир.
  • Балин В. Д. (2001). Психическое отражение. СПб.: Изд-во СПбГУ.
  • Балин В. Д. (2017). Теоретическая психология. М.: Юрайт.
  • Бэкон Ф. (1971). Сочинения в 2 т. Т. 1. О достоинстве и приумножении наук. М.: Мысль.
  • Вейль Г. (1947). Классические группы, их инварианты и представление. М.: Гос. ИИЛ.
  • Веккер Л. М. (1964). Восприятие и основа его моделирования. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та
  • Веккер Л. М. (1998). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл.
  • Веккер Л. М. (2000). Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. М.: Русский мир.
  • Винер Н. (1968). Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Советское радио.
  • Ганзен В. А. (1984). Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ.
  • Гродинз Ф. (1966). Теория регулирования и биологические системы. М.: Мир.
  • Гуревич Г. Б. (1948). Основы теории алгебраических инвариантов. М.; Л.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы.
  • Дейч С. (1970). Модели нервной системы. М.: Мир.
  • Игнатов В. А. (1979). Теория информации и передачи сигналов. М.: Советское радио.
  • Кулешова Л. Н. (1975). Вкусовые показатели при различных функциональных состояниях организма // Вестник ЛГУ. № 3. С. 150–153.
  • Кулешова Л. Н. (1983). К исследованию образной памяти вкусовой модальности // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М. С. 454–455.
  • Кулешова Л. Н. (1985). Зависимость надежности прогноза дегустационного анализа от типа уровневых и структурных характеристик вкусовой чувствительности // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 722. Проблемы психологии восприятия и мышления. Тарту. С. 97–105.
  • Кулешова Л. Н. (1997). Сенсорно-перцептивная организация в структуре психологических характеристик человека // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 2. С. 50–56.
  • Левченко Е. В. (2003). История и теория психологии отношений. СПб.: Алетейя.
  • Либин А. В., Либина А. В. (2008). Логика изучения природных основ психической реальности: теория ментальной иерархии Л. М. Веккера) // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 101–108.
  • Логинова Н. А. (2005). Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во СПбГУ.
  • Логинова Н. А. (2016). Антропологическая психология Бориса Ананьева. М.: Институт психологии РАН.
  • Лук А. Н. (1966). Память и кибернетика. М.: Наука.
  • Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. (2007). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии: Конфронтация или…? // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 161–169.
  • Мясищев В. Н. (2004). Психология отношений. Воронеж: МОДЭК; М.: Московский психолого-социальный институт.
  • Осорина М. В. (2008). Научное творчество и судьба Льва Марковича Веккера (К 90-летию со дня рождения) // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 85–100.
  • Пирс Дж. (1967). Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М.: Мир.
  • Прибрам К. (1975). Языки мозга. М.: Прогресс.
  • Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) (1976) / под ред. А. А. Бодалева, М. Д. Дворяшиной, И. М. Палея. Л.: ЛГУ.
  • Розенблатт Ф. (1965). Принципы нейродинамики. Перцептроны и теория механизмов мозга. М.: Мир.
  • Суходольский Г. В. (1997). Математическая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ.
  • Суходольский Г. В. (1998). Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ.
  • Тихонова Э. В. (2010). У истоков создания школы философской психологии в Санкт-Петербургском университете: Михаил Иванович Владиславлев // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 100–114.
  • Умрихин В. В. (2007). Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 5–14.
  • Хольст Э., Оппельт В., Хензел Г. (1960). Процессы регулирования в биологии. М.: ИИЛ.
  • Тейяр де Шарден П. (1987). Феномен человека. М.: Наука.
  • Larsen R. J., Buss D. M. (2008). Personality Psychology: Domains of Knowledge About Human Nature. Boston: McGraw Hill.

| Версия для печати |
© 2020 Методология и история психологии