|
Вяткин Б. А., Щукин М. Р. (2018). История и методология исследования стилей человека в школе В. С. Мерлина << К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2018 |
Выпуск | 3 |
Страницы | 127–150 |
Раздел | К 120‑летию со дня рождения В. С. Мерлина |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S1819265318030081 |
|
|
Для цитаты | Вяткин Б. А., Щукин М. Р. (2018). История и методология исследования стилей человека в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого) // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 127–150. |
История и методология исследования стилей человека в школе В. С. Мерлина (к 120-летию со дня рождения ученого)
Статья посвящена анализу истории создания и развития учения об индивидуальном стиле деятельности, разработанном В. С. Мерлиным и его учениками. В развитии представлений о стилях человека в его научной школе отчетливо выделяются несколько линий, характеризующих переход от одного этапа исследования к другому. Так, последовательно происходил переход от изучения стиля в связи с основными свойствами нервной системы к его изучению в связи с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности; от характеристики стиля в узком плане, отражающей процессуально-операциональные особенности деятельности, поведения и т. д., к характеристике его структуры в широком плане, включающей в себя особенности его результативной стороны, системы его внутренних условий и отражения субъектом внешних условий жизнедеятельности; от изучения стиля на уровне его достаточной сформированности к изучению разных уровней его развития; от характеристики стиля как системы к его полисистемной характеристике; от выделения приспособительной и компенсаторной функций стиля к выделению новых функций: системообразующей, интегративной, развивающей и др.; от преимущественно адаптивных схем рассмотрения взаимодействия стиля с миром к схемам, отражающим активность субъекта в этом взаимодействии, что связано с применением субъектного подхода в изучении стиля; от изучения стилей различных видов деятельности к изучению стилей других аспектов жизнедеятельности человека: активности, поведения, самоорганизации и т. д. Это свидетельствует о достаточно оформившейся фундаментальной теории стиля, которая выступает в качестве одной из ведущих, наряду с теориями интегральной индивидуальности и субъекта, обеспечивающих целостное познание человека в современной отечественной психологии (Вяткин, Щукин, 2016а).
Ключевые слова: стиль; жизнедеятельность; активность; деятельность; поведение; свойства; интегральная индивидуальность; процессуальная сторона стиля; результативная сторона стиля; внутренние условия; внешние условия; функции стиля; развитие стиля; система; полисистема; интеграция
Библиография
- Вяткин Б. А. (2007) Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК».
- Вяткин Б. А., Ковтун Е. В. (2013) Стиль деятельности в экстремальных условиях как эмерджентное свойство интегральной индивидуальности руководителей тушения пожаров // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1 (52). С. 3–7.
- Вяткин Б. А., Попова В. В. (2012) Стиль совладания психическим стрессом в спортивных соревнованиях // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Рудиковские чтения». М.: РГУФКСМиТ. С. 128–130.
- Вяткин Б. А., Самбикина О. С. (2016) Индивидуальность и стиль учения растущего человека. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
- Вяткин Б. А., Щукин М. Р. (2007) Человек–Стиль–Социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т.
- Вяткин Б. А., Щукин М. Р. (2013) Психология стилей человека: учебное пособие. Пермь: Книжный мир.
- Вяткин Б. А., Щукин М. Р. (2016а) О триединстве теорий и подходов к целостному познанию человека в современной психологии // Педагогика, Психология, Общество – 2016: Сборник статей 1-й сессии междунар. научн. конф. (Россия, Москва, 29–30 марта 2016 г.). М.: Рус Альянс Сова. С. 102–115.
- Вяткин Б. А., Щукин М. Р. (2016б) Стиль как субъектная характеристика индивидуальности человека // Психология развития человека как субъекта труда: Развитие творческого наследия Е. А. Климова. Материалы международной научно-практической конференции. М., 12–15 октября 2016 г. С. 638–640.
- Дорфман Л. Я. (1993) Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл.
- Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы (2015) / под ред. Б. А. Вяткина. Пермь: ПНИПУ.
- Исмагилова А. Г. (2003) Психология стиля педагогического общения: полисистемное исследование. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т.
- Климов Е. А. (1969) Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та.
- Мерлин В. С. (1970) Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии) // В. С. Мерлин. Проблемы экспериментальной психологии личности. Сб. науч. тр. Пермь: ПГПУ. С. 7–212.
- Мерлин В. С. (1977) Об интегральном исследовании индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности / ред. В. С. Мерлин. Пермь: Б. и. С. 7–23.
- Мерлин В. С. (1986) Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика.
- Полисистемное исследование индивидуальности человека (2005) / под ред. Б. А. Вяткина. М.: ПЕР СЭ.
- Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа (2011) / сост. Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин. М.: Смысл.
- Психология стилей человека: хрестоматия (2013) / сост. Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин. Пермь: Книжный мир.
- Соснина Д. Н. (2011) Особенности исполнительской деятельности артиста балета в условиях сценического стресса // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2011. № 1 (25). С. 28–70
- Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда (1964) / отв. ред. В. С. Мерлин. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т.
- Щукин М. Р. (1990) Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа.
- Щукин М. Р. (1995) Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 103–113.
- Щукин М. Р. (2005) О функциях стилей деятельности, активности и общения // ХХ Мерлинские чтения «В. С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека»: Материалы межрегиональной юбилейной научно-практической конференции. Ч. I. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. С. 208–213.
|