О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Дорфман Л. Я. (2018). Индивидуальность человека: свойства, составы, структуры

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск3 Страницы72–95
РазделПсихология человека ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318030056
Для цитатыДорфман Л. Я. (2018). Индивидуальность человека: свойства, составы, структуры // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 72–95.




Индивидуальность человека: свойства, составы, структуры


Предпринят методологический и теоретический анализ путей преодоления разрозненных представлений о составе и структуре свойств индивидуальности в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Также предпринята попытка методологически и теоретически осмыслить проблему устойчивости (стабильности) – неустойчивости (изменчивости) свойств, составов и структур. Эта проблема разрабатывается в рамках естественно-научного подхода и в границах эмпирической психологии. Показано, что данные проблемы имеют исторические корни, но продолжают довлеть над умами исследователей в настоящее время. Предлагается совершить отход от дивергенции холизма (структурализма) и атомизма и совершить переход к их конвергенции. В таком контексте возникает необходимость пересмотра базовых понятий свойств, составов, структур. Предлагается обновленный взгляд на них. Свойства толкуются как дуальные, поскольку им присущи самотождественность и реляционность, дискретность и составность, устойчивость и изменчивость. Им присущ динамизм в силу их многоаспектности, взаимопереходов и подвижности. Структуры рассматриваются как имеющие много разновидностей: а) межсистемные, внутрисистемные и локальные; б) иерархические и многомерные; в) параллельные и пересекающиеся; г) факторные и каузальные. Далее анализу подвергаются структуры в их отношениях с составом свойств, с одной стороны, и с целостностью (общностью) с другой. Отношения структур и составов свойств представлены в трех разновидностях: один состав – одна структура (статичность), изменяющийся состав – несколько структур (полиморфизм), одинаковый состав – несколько структур (изомерия). Отношения структур и общностей заключаются в том, что общности могут объяснять состав свойств. Общности могут объяснять и структуры, но опосредовано, через составы свойств. Эти представления помогают понять и осмыслить вопрос о том, как холизм (структурализм) и атомизм могут интегрироваться.

Ключевые слова: индивидуальность; свойство; состав; структура; самотождественность; дискретность; стабильность; динамичность; полиморфизм; изомерия


Библиография
  • Абушенко В. Л. (2003). Структурно-функциональный анализ // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом. С. 1098–1101.
  • Айзенк Г. Ю. (1999). Структура личности. М.: КСП+; СПб.: Ювента.
  • Ананьев Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. СПб.: Питер.
  • Барабанщиков В. А. (2007). Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 86–99.
  • Беляев Г. В. и др. (2017). Атомизм. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. 2010–2017 (последняя редакция: 02.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7330.
  • Берковиц Л. (2005). Агрессия: причины, последствия, контроль. М.: Айрис-пресс.
  • Валуева Е. А. (2007). Интеллект, креативность и процессы активации семантической сети. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.
  • Веккер Л. М. (1974–1981). Психические процессы: в 3 т. Л.: Издательство Ленинградского университета.
  • Верма А., Рам Кришна П. (1969). Полиморфизм и политипизм в кристаллах. М.: Мир.
  • Вернадский Н. И. (1892). О полиморфизме как общем свойстве материи: лекции // Ученые записки Московского университета, отделение естественно-исторических наук. № 9. С. 1–18.
  • Вяткин Б. А. (2008). Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. 2 изд. М.: МПСУ.
  • Вяткин Б. А. (ред.) (2015). Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы. Пермь: Перм. нац. исслед. политех. ун-т.
  • Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. (2017). Теория индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. № 2. С. 145–160.
  • Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я., Калугин А. Ю. (2018). Общее и различия в ценностных ориентациях и психодинамике студентов: интегративная модель. Сообщения 1 и 2 // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика (в печати).
  • Гаврилова Е. В., Ушаков Д. В. (2012). Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта // Экспериментальная психология. № 3. С. 21–31.
  • Голубева Э. А. (2005). Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс+.
  • Голубева Э. А. (2010). Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияния научных школ Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. № 4. С. 32–56.
  • Гуц А. К., Паутова Л. А. (2013). Глобальная этносоциология. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».
  • Дорфман Л. Я. (1997). Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл.
  • Дорфман Л. Я. (2000). Проблема целого и части в зарубежных системных исследованиях // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Сер. 1. Психология. № 1–2. С. 114–122.
  • Дорфман Л. (2002). Дивергенция и конструкт Я // Личность, креативность, искусство / отв. ред. Е. А. Малянов и др. Пермь: Изд-во ПГИИК; Изд-во ПСИ. С. 141–184.
  • Дорфман Л. Я. (2004). Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл. С. 96–123.
  • Дорфман Л. Я. (2008). Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Методология и история психологии. Вып. 3. С. 106–121.
  • Дорфман Л. Я. (2012). Эмпирическая парадигма в психологической науке // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, Т. В. Корнилова, А. В. Юревич. М.: Институт психологии РАН. С. 335–379.
  • Дорфман Л. Я. (2014). Каузальный плюрализм и психология (окончание) // Мир психологии. № 4 (80). С. 230–246.
  • Дорфман Л. Я. (2016). Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 1. С. 98–136.
  • Дорфман Л. Я. (2017). Эмпирическая психология. Исторические и философские основы. М.: Юрайт.
  • Дорфман Л. Я. и др. (2017). Дуальная модель дисциплины // Филология и культура. Philology and Culture. № 4.
  • Дорфман Л. Я., Бутакова А. А. (2015). Вклады веры в интуицию и логического мышления в креативное мышление // Творчество: наука, искусство, жизнь. М.: Институт психологии РАН. С. 149–152.
  • Дорфман Л. Я., Зубакин М. В. (2008). Новые данные об эмпирических референтах областей метаиндивидуального мира // XXIII Мерлинские чтения: «Активность – индивидуальность – субъект» / науч. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: Пермский государственный педагогический университет. С. 35–37.
  • Дорфман Л. Я., Лядов В. Н. (2015). Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. № 1. С. 17–28.
  • Кант И. (2006). Критика чистого разума. М.: Эксмо.
  • Клочко В. Е. (2007). Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 5–19.
  • Кузьмин В. П. (1982а). Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. № 3. С. 3–14.
  • Кузьмин В. П. (1982б). Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание) // Психологический журнал. № 4. С. 3–13.
  • Леонтьев Д. А. (ред.) (2011а). Личностный потенциал. Структура и диагностика. М.: Смысл.
  • Леонтьев Д. А. (2011б). Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. № 1. С. 3–27.
  • Леонтьев Д. А., Митина О. В. (2016). Идеи системности и самоорганизации в психологии личности: история и перспективы // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании / науч. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГГПУ. С. 48–51.
  • Либин А. В., Либина А. В. (2008). Логика изучения природных основ психической реальности: теория ментальной иерархии Л. М. Веккера // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 101–108.
  • Ломов Б. Ф. (1984). Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.
  • Мерлин В. С. (ред.) (1973). Очерк теории темперамента. Пермь.
  • Мерлин В. С. (1986). Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика.
  • Моисеев В. И. (2015). Философия науки. Философские проблемы биологии и медицины. М.: ГЭОТАР-Медиа.
  • Небылицын В. Д. (1990). Избранные психологические труды: психология и физиология. М.: Педагогика.
  • Никифоров А. Л. (2010). Холизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль. С. 298–299.
  • Осин Е. Н. и др. (2015). Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. № 3. С. 80–104.
  • Петренко В. Ф. (2010). Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 5–12.
  • Петровский А. В., Ярошевский М. Г. (1996). История и теория психологии. В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс.
  • Петровский В. А. (1997). Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл. С. 124–144.
  • Реан А. А. (1996). Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. № 5. С. 3–18.
  • Русалов В. М. (2012). Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Институт психологии РАН.
  • Сагатовский В. Н. (2011). Философские категории. Ч. I. Онтология. Авторский словарь. СПб.: СПбНИУ ИТМО.
  • Сенин И. Г., Сорокина О. В., Чирков В. И. (1993). Тест умственных способностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика». С. 3–25.
  • Сланина З. (1984). Теоретические аспекты явления изомерии в химии. М.: Мир.
  • Теплов Б. М. (1998). Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк».
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 (2007) / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: ТЕРРА – Книжный клуб.
  • Улановский А. М. (2007). Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 130–150.
  • Урманцев Ю. А. (1988). Общая теория систем // Система. Симметрия. Гармония / ред. В. С. Тюхтин, Ю. А. Урманцев. М.: Мысль. С. 38–124.
  • Ушаков Д. В. (2006). Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН. С. 19–142.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. (2006). Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер.
  • Щебетенко С. А. (2017). Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М.
  • Allport G. W. (1937). Personality: A psychological interpretation. New York: Holt, Rinehart & Winston.
  • Amthauer R. (1973). Intelligenz-Struktur-Test I. S. T. 70. Handanweisung fur die Durchfahrung und Auswertung. Gottingen: Verlag fur Psychologie.
  • Bandura A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  • Bing M. N. et al. (2007). An integrative typology of personality assessment for aggression: Implications for predicting counterproductive workplace behavior // Journal of Applied Psychology. 92 (3). P. 722–744.
  • Cantor N. & Kihlstrom J. F. (1987). Personality and social intelligence. Englewood Cliffs, NJ: Erlbaum.
  • Cervone D. (1991). The two disciplines of personality psychology // Review of Handbook of personality: Theory and research. Psychological Science. 2. P. 371–377.
  • Cronbach L. J. (1975). Beyond the two disciplines of scientific psychology. American Psychologist. 30. P. 116–127.
  • Deci E. L. & Ryan R. M. (2012). Self-determination theory. In P. A. M. V. Lange, A. W. Kruglanski & E. T. Higgins (Eds.), Handbook of theories of social psychology. Vol. 1. Thousand Oaks, CA: Sage. P. 416–437.
  • Dorfman L. (2016). Affective meaning of pronouns in a Russian sample // Journal of Literature and Art Studies. Vol. 6. № 9. P. 1042–1055.
  • Echterhoff G. E., Higgins T. & Levine J. M. (2009). Shared reality: Experiencing commonality with others' inner states about the world // Perspectives on Psychological Science. 4 (5). P. 496–521.
  • Eysenck H. (1995). Genius: The natural history of creativity. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Eysenck H. J. & Eysenck S. B. G. (1994). Manual of the Eysenck Personality Questionnaire (EPQ-R Adult) comprising the EPQ-Revised (EPQ-R) & EPQ-R Short Scale. San Diego, CA: EdITS.
  • Funder D. C. (1991). Global traits: A neo-Allportian approach to personality // Psychological Science. 2. P. 31–39.
  • Goldberg L. R. (1993). The structure of phenotypic personality traits // American Psychologist. 48. P. 26–34.
  • James W. (1904/1976). Does consciousness exist? Essays in radical empiricism. Cambridge, MA: Harvard University Press. P. 3–19.
  • John O. P., Angleitner A. & Ostendorf F. (1988). The lexical approach to personality: A historical review of trait taxonomic research // European Journal of Personality. 2 (3). P. 171–203.
  • Magnusson D. (2012). The human being in society: Psychology as a scientific discipline // European Psychologist. 17 (1). P. 21–27.
  • Martindale C. (1995). Creativity and connectionism. In S. M. Smith, T. B. Ward & R. A. Finke (Eds.), The creative cognition approach. Cambridge, MA: MIT Press. P. 249–268.
  • Mead G. H. (1934). Mind, self, and society. Chicago: University of Chicago Press.
  • Mednick S. A. (1962). The associative basis of the creative process // Psychological Review. Vol. 69. P. 220–232.
  • Mischel W & Shoda Y. (1994). Personality psychology has two goals: Must it be two fields? // Psychological Inquiry. 5. P. 156–158.
  • Mischel W. & Shoda Y. (1999). Reconciling processing dynamics and personality dispositions. Annual Review of Psychology. 49. P. 229–258.
  • Pervin L. A. (Ed.) (1990). Handbook of personality: Theory and research. New York: Guilford Press.
  • Pierce J. L., Kostova T. & Dirks K. T. (2003). The state of psychological ownership: Integrating and extending a century of research // Review of General Psychology. 7 (1). P. 84–107.
  • Ratner C. (1997). Cultural psychology and qualitative methodology. Theoretical and empirical considerations. New York; London: Plenum Press.
  • Salmon W. (1998). Causality and explanation. New York: Oxford University Press.
  • Spearman C. (1904). General Intelligence, Objectively Determined and Measured // American Journal of Psychology. 15. P. 201–293.
  • Stamps J. S. (1980). Holonomy: A human systems theory. Seaside, CA: Intersystems.
  • Thurstone L. L. (1938). Primary mental abilities. Chicago: University of Chicago Press.
  • Wiggins J. S. (1995). IAS: Interpersonal Adjective Scales. Professional Manual. PAR Psychological Assessment Resources, Inc.
  • Zimbardo Ph. et al. (1995). Psychology. A European text. London: Harper & Collins.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии