|
Петренко В. Ф. (2018). Космические истоки религиозного чувства << К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2018 |
Выпуск | 3 |
Страницы | 5–27 |
Раздел | Методологические проблемы психологии |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S1819265318030019 |
|
|
Для цитаты | Петренко В. Ф. (2018). Космические истоки религиозного чувства // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 5–27. |
Космические истоки религиозного чувства
Статья посвящена взаимоотношению науки и религии как важных составляющих человеческой культуры и человеческой ментальности. Утверждается, что наука тесно связана с сознанием и описывается на языке жестких формализмов. Язык религии метафоричен, принадлежит к «мягким языкам» и тесно связан с образами и архетипами коллективного бессознательного. В плане мировосприятия наука и религия находятся в отношении дополнительности. Отмечается ценность форм «религиозного многообразия» человеческой культуры. Отмечается, что благодаря феномену ЭПР (или квантовой телепортации) возможна передача (нельзя сказать информации, возможность которой ограничена в силу огромных космических расстояний) квантовых состояний в форме синхронии. Выдвигается гипотеза, что источником религиозного чувства является космическое коллективное бессознательное инопланетных цивилизаций, опередивших земную в сроках возникновения и имплицитно влияющих на земную эволюцию.
Ключевые слова: наука; религия; космос; коллективное бессознательное; религиозное чувство; феномен ЭПР; квантовая телепортация; синхрония
Библиография
- Айенгар Б. К. С. (2010). Свет жизни: йога. М.: АНФ.
- Акопов Г. В. (2009). Классическая и/или неклассическая психология сознания // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 130–136.
- Александров Ю. И. (2008). Эмоция и мораль // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 186–208.
- Аллахвердов В. М. (2003). Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь.
- Аллахвердов В. М. (2009). Сознание – кажущееся и реальное // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 137–150.
- Анохин П. К. (1970). Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. № 1. С. 19–54.
- Бахтин М. М. (1979). Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература.
- Бергсон А. (2001). Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс.
- Бердяев Н. (2003). Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио.
- Бернштейн Н. А. (1990). Физиология движений и активность. М.: Наука.
- Берталанфи Л. фон (1969). Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс. С. 23–82.
- Богданов А. А. (1989). Тектология: всеобщая организационная наука: в 2 кн. М.: Экономика.
- Большакова В. В. (2006). И. И. Лапшин о психологии мистического познания и «вселенского чувства» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 82–93.
- Василюк Ф. Е. (2005). Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) М.: Смысл.
- Гордеева О. В. (2009). Измененные состояния сознания и культура: основные проблемы и направления исследования в современной психологии // Измененные состояния и культура: Хрестоматия. СПб.: Питер. С. 4–28.
- Гроф С. (2003). Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ.
- Гроф С. (2007). Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М.: АСТ.
- Далай-лама XIV (2010). Учение Его Святейшества Далай-ламы XIV для буддистов России. Посвящение Гухьясамаджи. Комментарий к тексту Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы». Дхарамсала, Индия.
- Джеймс У. (1993). Многообразие религиозного опыта. М.: Наука.
- Еремеев В. Е. (2008). Представления о структуре психики в древнеиндийском учении санкхья // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 162–174.
- Ермолаев Б. А., Петренко В. Ф. (1976). К вопросу о глубинных семантических структурах // Структуры познавательной деятельности. Владимир. С. 107–129.
- Карицкий И. Н. (2011). Психологические практики внутреннего созерцания реальности // Созерцание как современная научно-теоретическая проблема / отв. ред. Г. В. Акопов. Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. С. 112–126.
- Карпенко М. (2001). Вселенная разумная. М.: МАИК «Наука / Интерпериодика».
- Келли Дж. (2000). Психология личности. СПб.: Речь.
- Козлов В. В. (2016). Психология буддизма: четвертое колесо дхармы. Вологда: Древности Севера.
- Козлов В. В., Майков В. В. (2004). Транспер сональная психология. Истоки, история, современное состояние. М.: Ин-т трансперсональной психологии.
- Кричевский С. В. (1995). Космонавтика и гражданское общество // Общественные науки и современность. № 2. С. 149–158.
- Кричевский С. (2014). Интервью с ним «Эффект соляриса. Что снится космонавтам в полете?» // Аргументы и факты. № 51.
- Кучеренко В. В. (1996). Техника экспликации неосознаваемых субъектом знаний // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск: Смоленский государственный университет. С. 214–221.
- Кучеренко В. В. (1997). Методика извлечения информации из пассивного запаса памяти // Методы психологии. Сб. науч. трудов. Т. 3. Ростов-н/Д.: Ростовский государственный ун-т. С. 155–158.
- Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. (1998). Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. № 3. С. 70–78.
- Лапшин И. И. (1905). Мистическое познание и вселенское чувство // Сборник статей, посвященных В. И. Ламанскому... СПб.: Имп. акад. наук.
- Лотман Ю. М. (2001). Семиосфера. СПб.: Искусство.
- Маслоу А. Г. (1999). Мотивация и личность. СПб.: Евразия.
- Менский М. Б. (2007). Человек и квантовый мир. Странности квантового мира и тайна сознания. Фрязино: Век 2.
- Назаретян А. П. (1995). Истина как категория мифологического мышления // Общественные науки и современность. № 4.
- Назаретян А. П. (2001). Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: ПЕРСЕ.
- Назаретян А. П. (2003). История и психология антропогенных кризисов, гипотеза техно-гуманитарного баланса // Мат-лы междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Ин-т микроэкономики.
- Назеретян А. П. (2017). Нелинейное будущее. М.: Аргамак-Медиа.
- Назаретян А. П. (2018). Глобальное прогнозирование в свете Мегаистории и синергетики. Очерки истории будущего. М.: ИВ РАН.
- Налимов В. В., Драгалина Ж. А. (1995). Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного М.: Мир идей; АО «Акрон».
- Нида Ченагцанга (2010). Медитация Будды Медицины в окружении четырех Дакинь. Улан- Удэ: Юток Линг.
- Ньянапоника (1994). Внимательность как средство духовного воспитания (буддийский метод сатипаттхана) // М.: Медитация.
- Панов А. Д. (2008). Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI). М.: ЛКИ.
- Пенроуз Р. (2005). Тени разума. В поисках науки о сознании. М.; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований.
- Петренко В. Ф. (2013). Базовые метафоры психологических теорий // Психологический журнал. № 1. С. 121–131.
- Петренко В. Ф. (2014). Психосемантика искусства. М.: МГУ.
- Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. (2007). Медитация как неопосредствованное познание // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 164–189.
- Петренко В. Ф., Супрун А. П. (2015). Методология психосемантики в контексте философии постнеклассической рациональности и квантовой физики // Вестник РАН. Т. 85, № 10. С. 896–905.
- Петренко В. Ф., Супрун А. П. (2017). Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. М.; СПб.: Нестор-История.
- Прибрам К. (1975). Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс.
- Поршнев Б. Ф. (1979). Социальная психология и история. М.: Наука.
- Саи Баба С. (2009). Йога и медитация. М.: Амрита-Русь.
- Сидерский А. (1998). Йога восьми кругов. Киев: Ника-Центр.
- Соколов Е. Н. (2010). Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ.
- Соловьев В. С. (1988). Сочинения: в 2 т. М.: Мысль.
- Сопа Ринпоче лама (2012). Для чего нужны затворы? URL: http://khurul.ru/2012/11/lama-sopa-rinpoche-dlya-chego-nuzhny-zatvory/
- Спивак Д. Л. (2000). Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб.: Ювента.
- Спирин А. С. (2003). Рибонуклеиновые кислоты как центральное звено живой материи // Вестник РАН. № 2. С. 117–127.
- Тарт Ч. (2003). Измененные состояния сознания. М.: Эксмо.
- Торчинов Е. А. (1998). Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение».
- Турецкий М. И. (2006). Шломо Зигмунд Фрейд // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 113–137.
- Турецкий М. И. (2008). Строитель Боллингенской башни // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 108–120.
- Уилбер К. (2004). Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия. М.: АСТ.
- Уолш Р. (2006). Пути за пределы «эго». М.: Открытый мир.
- Феофан Затворник (2010). Письма о духовной жизни. М.: Отчий дом.
- Филлмор Ч. (1981). Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10.
- Франкл В. (2009). Десять тезисов о личности // Психология личности: Хрестоматия. М.: АСТ-Астрель. С. 36–53.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. (2008). Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак.
- Хоружий С. (1993). Исихазм и история // Цивилизации. Вып. 2. M.: Наука.
- Чайковский Ю. В. (2006). Наука о развитии жизни. М.: ИИЕТ.
- Чогьял Намкай Норбу (2009). Практика долгой жизни бессмертной дакини. Шанг Шунг: Институт Шанг Шунг.
- Шестун Г. (игумен Георгий), Подоровская И. А. (2011). Святоотеческое понимание созерцания // Созерцание как современная научно-теоретическая проблема / отв. ред. Г. В. Акопов. Самара: ПГСГА. С. 95–112.
- Шивананда Свами (2001). Медитация на Ом. М.: София.
- Шойфет М. С. (2006). Нераскрытые тайны гипноза. М.: Рипол классик.
- Шульц И. Г. (1985). Аутогенная тренировка. М : Медицина.
- Эриксон М. (1995). Мой голос останется с вами. СПб.: Петербург-XXI в.
- Юнг К. (1991). Архетип и символ. М.: Ренессанс.
- Сhaisson E. J. (2001). Cosmic evolution: The rise of complexity in nature. Cambridge: Harvard Univ. Press.
|