О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Петренко В. Ф. (2018). Космические истоки религиозного чувства

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск3 Страницы5–27
РазделМетодологические проблемы психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318030019
Для цитатыПетренко В. Ф. (2018). Космические истоки религиозного чувства // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 5–27.




Космические истоки религиозного чувства


Статья посвящена взаимоотношению науки и религии как важных составляющих человеческой культуры и человеческой ментальности. Утверждается, что наука тесно связана с сознанием и описывается на языке жестких формализмов. Язык религии метафоричен, принадлежит к «мягким языкам» и тесно связан с образами и архетипами коллективного бессознательного. В плане мировосприятия наука и религия находятся в отношении дополнительности. Отмечается ценность форм «религиозного многообразия» человеческой культуры. Отмечается, что благодаря феномену ЭПР (или квантовой телепортации) возможна передача (нельзя сказать информации, возможность которой ограничена в силу огромных космических расстояний) квантовых состояний в форме синхронии. Выдвигается гипотеза, что источником религиозного чувства является космическое коллективное бессознательное инопланетных цивилизаций, опередивших земную в сроках возникновения и имплицитно влияющих на земную эволюцию.

Ключевые слова: наука; религия; космос; коллективное бессознательное; религиозное чувство; феномен ЭПР; квантовая телепортация; синхрония


Библиография
  • Айенгар Б. К. С. (2010). Свет жизни: йога. М.: АНФ.
  • Акопов Г. В. (2009). Классическая и/или неклассическая психология сознания // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 130–136.
  • Александров Ю. И. (2008). Эмоция и мораль // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 186–208.
  • Аллахвердов В. М. (2003). Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь.
  • Аллахвердов В. М. (2009). Сознание – кажущееся и реальное // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 137–150.
  • Анохин П. К. (1970). Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. № 1. С. 19–54.
  • Бахтин М. М. (1979). Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература.
  • Бергсон А. (2001). Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс.
  • Бердяев Н. (2003). Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Фолио.
  • Бернштейн Н. А. (1990). Физиология движений и активность. М.: Наука.
  • Берталанфи Л. фон (1969). Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс. С. 23–82.
  • Богданов А. А. (1989). Тектология: всеобщая организационная наука: в 2 кн. М.: Экономика.
  • Большакова В. В. (2006). И. И. Лапшин о психологии мистического познания и «вселенского чувства» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 82–93.
  • Василюк Ф. Е. (2005). Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) М.: Смысл.
  • Гордеева О. В. (2009). Измененные состояния сознания и культура: основные проблемы и направления исследования в современной психологии // Измененные состояния и культура: Хрестоматия. СПб.: Питер. С. 4–28.
  • Гроф С. (2003). Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. М.: АСТ.
  • Гроф С. (2007). Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М.: АСТ.
  • Далай-лама XIV (2010). Учение Его Святейшества Далай-ламы XIV для буддистов России. Посвящение Гухьясамаджи. Комментарий к тексту Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы». Дхарамсала, Индия.
  • Джеймс У. (1993). Многообразие религиозного опыта. М.: Наука.
  • Еремеев В. Е. (2008). Представления о структуре психики в древнеиндийском учении санкхья // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 162–174.
  • Ермолаев Б. А., Петренко В. Ф. (1976). К вопросу о глубинных семантических структурах // Структуры познавательной деятельности. Владимир. С. 107–129.
  • Карицкий И. Н. (2011). Психологические практики внутреннего созерцания реальности // Созерцание как современная научно-теоретическая проблема / отв. ред. Г. В. Акопов. Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. С. 112–126.
  • Карпенко М. (2001). Вселенная разумная. М.: МАИК «Наука / Интерпериодика».
  • Келли Дж. (2000). Психология личности. СПб.: Речь.
  • Козлов В. В. (2016). Психология буддизма: четвертое колесо дхармы. Вологда: Древности Севера.
  • Козлов В. В., Майков В. В. (2004). Транспер сональная психология. Истоки, история, современное состояние. М.: Ин-т трансперсональной психологии.
  • Кричевский С. В. (1995). Космонавтика и гражданское общество // Общественные науки и современность. № 2. С. 149–158.
  • Кричевский С. (2014). Интервью с ним «Эффект соляриса. Что снится космонавтам в полете?» // Аргументы и факты. № 51.
  • Кучеренко В. В. (1996). Техника экспликации неосознаваемых субъектом знаний // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск: Смоленский государственный университет. С. 214–221.
  • Кучеренко В. В. (1997). Методика извлечения информации из пассивного запаса памяти // Методы психологии. Сб. науч. трудов. Т. 3. Ростов-н/Д.: Ростовский государственный ун-т. С. 155–158.
  • Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. (1998). Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. № 3. С. 70–78.
  • Лапшин И. И. (1905). Мистическое познание и вселенское чувство // Сборник статей, посвященных В. И. Ламанскому... СПб.: Имп. акад. наук.
  • Лотман Ю. М. (2001). Семиосфера. СПб.: Искусство.
  • Маслоу А. Г. (1999). Мотивация и личность. СПб.: Евразия.
  • Менский М. Б. (2007). Человек и квантовый мир. Странности квантового мира и тайна сознания. Фрязино: Век 2.
  • Назаретян А. П. (1995). Истина как категория мифологического мышления // Общественные науки и современность. № 4.
  • Назаретян А. П. (2001). Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: ПЕРСЕ.
  • Назаретян А. П. (2003). История и психология антропогенных кризисов, гипотеза техно-гуманитарного баланса // Мат-лы междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: Ин-т микроэкономики.
  • Назеретян А. П. (2017). Нелинейное будущее. М.: Аргамак-Медиа.
  • Назаретян А. П. (2018). Глобальное прогнозирование в свете Мегаистории и синергетики. Очерки истории будущего. М.: ИВ РАН.
  • Налимов В. В., Драгалина Ж. А. (1995). Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного М.: Мир идей; АО «Акрон».
  • Нида Ченагцанга (2010). Медитация Будды Медицины в окружении четырех Дакинь. Улан- Удэ: Юток Линг.
  • Ньянапоника (1994). Внимательность как средство духовного воспитания (буддийский метод сатипаттхана) // М.: Медитация.
  • Панов А. Д. (2008). Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI). М.: ЛКИ.
  • Пенроуз Р. (2005). Тени разума. В поисках науки о сознании. М.; Ижевск: Ин-т компьютерных исследований.
  • Петренко В. Ф. (2013). Базовые метафоры психологических теорий // Психологический журнал. № 1. С. 121–131.
  • Петренко В. Ф. (2014). Психосемантика искусства. М.: МГУ.
  • Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. (2007). Медитация как неопосредствованное познание // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 164–189.
  • Петренко В. Ф., Супрун А. П. (2015). Методология психосемантики в контексте философии постнеклассической рациональности и квантовой физики // Вестник РАН. Т. 85, № 10. С. 896–905.
  • Петренко В. Ф., Супрун А. П. (2017). Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. М.; СПб.: Нестор-История.
  • Прибрам К. (1975). Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. М.: Прогресс.
  • Поршнев Б. Ф. (1979). Социальная психология и история. М.: Наука.
  • Саи Баба С. (2009). Йога и медитация. М.: Амрита-Русь.
  • Сидерский А. (1998). Йога восьми кругов. Киев: Ника-Центр.
  • Соколов Е. Н. (2010). Очерки по психофизиологии сознания. М.: МГУ.
  • Соловьев В. С. (1988). Сочинения: в 2 т. М.: Мысль.
  • Сопа Ринпоче лама (2012). Для чего нужны затворы? URL: http://khurul.ru/2012/11/lama-sopa-rinpoche-dlya-chego-nuzhny-zatvory/
  • Спивак Д. Л. (2000). Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб.: Ювента.
  • Спирин А. С. (2003). Рибонуклеиновые кислоты как центральное звено живой материи // Вестник РАН. № 2. С. 117–127.
  • Тарт Ч. (2003). Измененные состояния сознания. М.: Эксмо.
  • Торчинов Е. А. (1998). Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение».
  • Турецкий М. И. (2006). Шломо Зигмунд Фрейд // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 113–137.
  • Турецкий М. И. (2008). Строитель Боллингенской башни // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 108–120.
  • Уилбер К. (2004). Интегральная психология. Сознание, Дух, Психология, Терапия. М.: АСТ.
  • Уолш Р. (2006). Пути за пределы «эго». М.: Открытый мир.
  • Феофан Затворник (2010). Письма о духовной жизни. М.: Отчий дом.
  • Филлмор Ч. (1981). Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10.
  • Франкл В. (2009). Десять тезисов о личности // Психология личности: Хрестоматия. М.: АСТ-Астрель. С. 36–53.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. (2008). Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак.
  • Хоружий С. (1993). Исихазм и история // Цивилизации. Вып. 2. M.: Наука.
  • Чайковский Ю. В. (2006). Наука о развитии жизни. М.: ИИЕТ.
  • Чогьял Намкай Норбу (2009). Практика долгой жизни бессмертной дакини. Шанг Шунг: Институт Шанг Шунг.
  • Шестун Г. (игумен Георгий), Подоровская И. А. (2011). Святоотеческое понимание созерцания // Созерцание как современная научно-теоретическая проблема / отв. ред. Г. В. Акопов. Самара: ПГСГА. С. 95–112.
  • Шивананда Свами (2001). Медитация на Ом. М.: София.
  • Шойфет М. С. (2006). Нераскрытые тайны гипноза. М.: Рипол классик.
  • Шульц И. Г. (1985). Аутогенная тренировка. М : Медицина.
  • Эриксон М. (1995). Мой голос останется с вами. СПб.: Петербург-XXI в.
  • Юнг К. (1991). Архетип и символ. М.: Ренессанс.
  • Сhaisson E. J. (2001). Cosmic evolution: The rise of complexity in nature. Cambridge: Harvard Univ. Press.

| Версия для печати |
© 2019 Методология и история психологии