О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Семенов И. Н. (2018). История и логика развития в России «Общества психологов»

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск2 Страницы89–112
РазделИстория отечественной психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318020061
Для цитатыСеменов И. Н. (2018). История и логика развития в России «Общества психологов» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 89–112.




История и логика развития в России
«Общества психологов»


В статье предлагается периодизация истории в России «Психологического общества», эксплицируется логика его институционально‑познавательного развития, а также специально характеризуется начальный период становления в конце XIX в., продуктивная деятельность во второй половине ХХ в. таких его инновационных институций, как «Комиссия по логике и психологии мышления» и секция «Психологии творчества».

Ключевые слова: психология; история; философия; методология; науковедение; человекознание; «Психологическое общество»; институциональное развитие; познавательная деятельность; мышление; рефлексия; творчество


Библиография
  • Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. (1979). Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. № 2. С. 164–169.
  • Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. и др. (1991). Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Новосибирск: НГУ.
  • Алексеев Н. Г., Ладенко И. С., Семенов И. Н. и др. (1996). Мысли о мыслях. Т. 1 / под ред. И. С. Ладенко, В. В. Давыдова, И. Н. Семенова и др. Новосибирск: НИИПК.
  • Алексеев Н. Г., Пономарев Я. А., Юдин Э. Г. и др. (1971). Проблемы научного творчества в современной психологии / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука.
  • Аллахвердов В. М., Пономарев Я. А., Семенов И. Н. и др. (2006). Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Наука.
  • Берулава Г. А., Семенов И. Н. (ред.). (1994). Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. Вып. 1. Бийск: БиГПИ.
  • Берулава Г. А., Семенов И. Н. (ред.). (1995а). Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. Вып. 2. Бийск: БиГПИ.
  • Берулава Г. А., Семенов И. Н. (ред.). (1995б). Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Бийск: БиГПИ.
  • Богоявленская Д. Б. (ред.). (1997). Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия.
  • Болдина Т. Г., Семенов И. Н. (ред.‑сост.). (2007). Человек в изменяющемся мире: сферы творчества человека (10‑я Окружная научно‑практическая конференция учащихся гимназий). М.: АПСН.
  • Большакова В. В. (2006). И. И. Лапшин о психологии мистического познания и «вселенского чувства» // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 82–93.
  • Бошев П., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. и др. (1981). Теоретические и методологические основы эргономики // Эргономика: Принципы и рекомендации. Международное методическое руководство / под ред. В. М. Мунипова, В. П. Зинченко, И. Н. Семенова и др. М.: ВНИИТЭ‑СЭВ. С. 7–38.
  • Будилова Е. А. (1960). Борьба идеализма и материализма в русской психологической науке (вторая половина XIX – начало XX в.). М.: Изд‑во АН СССР.
  • Васютин Р. Н., Семенов И. Н. (1998). Игрорефлексика развития профессионального роста менеджеров средствами рефлексивного видеотренинга. М.; Запорожье: ИРПТиГО.
  • Владиславлев М. И. (1866). Современные направления в науке о душе. СПб.: Тип. Н. Тиблена и К°.
  • Грот Н. Я. (1880). Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук.
  • Грот Н. Я. (1889). Значение чувства в познании и деятельности человека. М.: Тип. А. Гатцука.
  • Давыдов В. В. (1995). История работы Комиссии по логике и психологии мышления // Вопросы методологии. № 1–2.
  • Деркач А. А., Семенов И. Н., Балаева А. В. (2005). Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М.: РАГС.
  • Дорфман Л. Я., Семенов И. Н., Ушаков Д. В. и др. (2010). Психология творчества: к 90‑летию Я. А. Пономарева / под ред. Л. Я. Дорфмана, Д. В. Ушакова. Пермь: ПГПУ.
  • Дюков В. М., Бойдик Л. А., Семенов И. Н. (2012). Теоретические и методологические основы школьного инклюзивного образования. Саарбрюккен: Ламберт.
  • Дюков В. М., Семенов И. Н. (1995). Социокультурный проект «Российский предприниматель» (опыт работы школ Красноярского региона) // Школа будущего рождается сегодня. Международный проект «Россия – США: Образование для будущего». М.: РАО. С. 109–121.
  • Дюков В. М., Семенов И. Н., Шайхутдинова Р. В. (2010). Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы. Саарбрюккен: Ламберт.
  • Ждан А. Н. (ред.). (2009). Российская психология. Антология. М.: Академический проект; Альма Матер.
  • Журавлев А. Л., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. (2011). Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН.
  • Зарецкий В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. (1980). Рефлексивно‑личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. № 5. С. 112–117.
  • Костюков Н. Н., Семенов И. Н. (2014). Профессиональное образование врачей: методология проектирования модернизации средствами системно‑развивающего подхода. М.: ФИРО.
  • Ладенко И. С., Пономарев Я. А., Семенов И. Н. и др. (ред.). (1991). Рефлексивные процессы и творчество. В 3‑х т. Новосибирск: НГУ.
  • Макурова А. В. (2014). Развитие И. Н. Семеновым рефлексивной психологии: от исследований мышления к формированию научной школы (обзор по материалам книги: W. Matthäus (1988). "Sowjetische Denkpsychologie". Göttingen, Toronto, Zürich: Verlag für Psychologie) // Психология. Историко‑критические обзоры и современные исследования. № 6. С. 58–96.
  • Марцинковская Т. Д. (2007). Проблемы истории психологии в трудах Г. Г. Шпета // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 21–31.
  • Матюшкин А. М. (1984). Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. № 1. С. 9–17.
  • Орлова Е. В., Дюков В. М., Семенов И. Н. (2014). Дети с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивное образование. Саарбрюккен: Ламберт.
  • Пономарев Я. А. (1967). Психика и интуиция. М.: Политиздат.
  • Пономарев Я. А. (1976). Психология творчества. М.: Наука.
  • Пономарев Я. А. (1983). Методологическое введение в психологию. М.: Наука.
  • Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. (1979). Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. № 3. С. 182–186.
  • Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. и др. (1983). Исследование проблем психологии творчества / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука.
  • Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. (ред.). (1988). Психолого‑педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М.: Философское общество.
  • Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. (1990). Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука.
  • Семенов И. Н. (1970–1973). Статьи: Бехтерев Владимир Михайлович. Блонский Павел Петрович. Выготский Лев Семенович. Вюрцбургская школа. Душа. Индивидуальность. Кюльпе Освальд // БСЭ. 3‑е изд. Т. 3, 5, 10, 14. М.: Советская энциклопедия.
  • Семенов И. Н. (1989). Современная советская психология мышления: панорама фундаментальных достижений // Психологический журнал АН СССР. № 6. С. 160–162.
  • Семенов И. Н. (1992). Методологические основы Московской школы рефлексивно‑гуманитарной психологии и педагогики творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951–1991). Новосибирск: НГУ.
  • Семенов И. Н. (2006). Психология научного творчества Я. А. Пономарева во взаимодействии с российскими учеными // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН. С. 597–623.
  • Семенов И. Н. (2009а). Системно‑методологическая и историко‑научная рефлексия как средства прогресса психологии // Прогресс в психологии: критерии и признаки. М.: ИП РАН. С. 210–236.
  • Семенов И. Н. (2009б). С. Л. Рубинштейн: известный и неизвестный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 3. С. 63–89.
  • Семенов И. Н. (2010а). Рефлексивно‑гуманитарная психология и педагогика творчества // Российские научные школы. Т. 3. М.: Изд‑во Российской академии естествознания. С. 317–332.
  • Семенов И. Н. (2010б). Человеческий капитал и человеческий фактор производительности труда: психологические аспекты // X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е. Г. Ясин. Т. 1. М.: Всемирный банк; ГУ ВШЭ. С. 505–512.
  • Семенов И. Н. (2011). Экзистенциально‑культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в эпохе Серебряного века // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН. С. 606–624.
  • Семенов И. Н. (2012а). Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии // Психология. Историко‑критические обзоры и современные исследования. № 5–6. С. 112–133.
  • Семенов И. Н. (2012б). Рефлексия проблем периодизации истории психологии и дифференциация этапов ее развития // Психология. Историко‑критические обзоры и современные исследования. № 1. С. 62–76.
  • Семенов И. Н. (2012в). Формирование мышления и самосознания личности в рефлексивно‑развивающих средах непрерывного образования // Меѓународен дијалог: Исток – Запад (Култура, славјанство и економија). Свети Николе, Р. Македонија: Меѓународен центар за славјанска просвета. С. 395–403.
  • Семенов И. Н. (2012г). Этапы, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой // Мир психологии. № 4. С. 261–275.
  • Семенов И. Н. (2013). Рефлексивная психология инновационного образования. М.: Наследие ММК.
  • Семенов И. Н. (2014а). Научно‑педагогическая деятельность А. Н. Ждан // Национальный психологический журнал. № 4. С. 3–12.
  • Семенов И. Н. (2014б). Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления. Ногинск: Аналитика Родис.
  • Семенов И. Н. (2015а). К 130‑летию Общества психологов и к 95‑летию со дня рождения Я. А. Пономарева: обзор развития секции «Психология творчества» // Психология. Историко‑критические обзоры и современные исследования. № 6. С. 29–68.
  • Семенов И. Н. (2015б). Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. № 4. С. 19–52.
  • Семенов И. Н., Болдина Т. Г. (отв. ред.‑сост.) (2011). Проектно‑исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования. М.: ИРПТиГО.
  • Семенов И. Н., Зарецкий В. К., Реньге В. Э. (1978). Концептуальные схемы исследования и проектирования трудовой деятельности // Развитие эргономики в системе дизайна. Боржоми: Общество психологов Грузии. С. 172–179.
  • Соловьев В. С. (1874). Кризис западной философии. Против позитивистов. М.: Ред. Православ. обозрения.
  • Тихонова Э. В. (2010). У истоков создания школы философской психологии в Санкт‑Петербургском университете: Михаил Иванович Владиславлев // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 100–114.
  • Троицкий М. М. (1867). Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времен Бэкона и Локка. М.: Тип. Т. Рис.
  • Троицкий М. М. (1882). Наука о духе. В 2‑х т. М.: Н. А. Абрикосов.
  • Троицкий М. М. (1885). Современное учение о задачах и методах психологии. Речь, произнесенная в первом публичном заседании Психологического общества, состоящего при Московском университете, 14 марта 1885 г. М.: Тип. В. А. Гатцук.
  • Тюльпанова О., Селютина Г., Семенов И. (2013). Методологические основания инновационной работы. Саарбрюккен: Ламберт.
  • Шеварев П. А. (1966). Обобщенные ассоциации в процессах мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука.
  • Шуляк Н. В., Дюков В. М., Семенов И. Н. (2014). Модель основной (подростковой) школы. Проектирование универсальных действий в подростковой школе. Саарбрюккен: Ламберт.
  • Щедровицкий Г. П. (1998). Механизмы работы семинаров Московского методологического кружка // Вопросы методологии. № 1–2.
  • Щедровицкий Г. П. и др. (1993). Педагогика и логика. М.: Касталь; Междунар. журн. «Магистериум».
  • Юркевич П. Д. (1862). Язык физиологов и психологов // Русский вестник. № 4. С. 912–934; № 5. С. 373–392; № 6. С. 733–766; № 8. С. 661–704.
  • Ярошевский М. Г. (1977). Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука. С. 7–97.
  • Ярошевский М. Г. (1988). Психология творчества и творчество в психологии // Искусствознание и психология художественного творчества / ред. А. Я. Зись, М. Г. Ярошевский. М.: Наука. С. 31–50.
  • Alexejev N. G., Semenov I. N., Zaretskiy V. K. et al. (1985). Proceedings of the First Finnish‑Soviet Symposium on Creativity / Ed. J. A. Ponomarev, A. Saarynen. Helsinki.
  • Semionov I. N. (1978). An empirical psychological study of thought processes in creative problem‑solving from the perspective of the theory of activity // Soviet Psychology. Vol. 16. N 4. P. 3–46.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии