О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Сусоколова И. А. (2018). Проблема кризиса в психологии: Л. С. Выготский и современность

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск2 Страницы47–72
РазделИстория отечественной психологии ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318020048
Для цитатыСусоколова И. А. (2018). Проблема кризиса в психологии: Л. С. Выготский и современность // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 47–72.




Проблема кризиса в психологии:
Л. С. Выготский и современность


Преобразования психологической науки, начало которым положил Л. С. Выготский, рассмотрены в историческом аспекте. Прослежены особенности продвижения эмпирической и теоретической психологии к высшей форме психики (творчество, гениальность, креативность) путями, указанными Выготским. Продвигаясь от простого к сложному, объективно‑эмпирическая психология (психометрия) описывает креативность в терминах предшествующих форм психики (интеллекта, памяти), упорядочивая лишь ее отдельные гипотетические признаки, которые измеряются с помощью универсального метода – теста, построенного по стимульно‑реактивному принципу. Разложение сложного единства на разобщенные элементы не позволяет собрать из них целостного феномена. Предложенные на основе психометрической трактовки креативности практические рекомендации по отбору детей с высокими показателями тестов и стимуляции их продуктивности не дают ожидаемого увеличения количества гениев. С позиций теоретической психологии исходно дается определение творчества, посредством выявления единицы его анализа, обнаруживающей существо и раскрывающей механизм этого феномена. В соответствии с этим определением разработан специфический психологический метод диагностики, по результатам которой предложены эффективные педагогические рекомендации по формированию и воспитанию творческих личностей. Этот подход реализует предвиденную Выготским перестройку методологии науки, соответствующую требованиям высокоорганизованной практики (термин Выготского).

Ключевые слова: теория кризиса в психологии; эмпирическая психология; теоретическая психология; психометрия; творчество; креативность; высокоорганизованная практика


Библиография
  • Богоявленская Д. Б. (1971). Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. № 1. С. 144–146.
  • Богоявленская Д. Б. (2006). Теория деятельности и психология творчества // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл. С. 175–186.
  • Богоявленская Д. Б. (2009). Психология творческих способностей. М.: Издательский дом «Федоров».
  • Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. (2005). Из истории метода. К столетию шкалы Бине // Вестник практической психологии образования. № 2 (3). С. 8–18.
  • Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. (2011). Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда. М.: МГППУ.
  • Выготский Л. С. (1982). Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика.
  • Кант И. (1994). Сочинения в 8 т. М.: Чоро.
  • Ланге Н. Н. (1914). Психология. М.
  • Мазилов В. А. (2007а). Становление метода психологии: страницы истории (метод интроспекции) // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 61–85.
  • Мазилов В. А. (2007б). О становлении психологии как самостоятельной науки // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 3–20.
  • Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. (2011). Лоскутное одеяло теорий, или Теория всего была возможна, когда мы знали очень мало // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 128–132.
  • Сусоколова И. А. (2009). Математические модели в психологии // Психология и психотехника. Сентябрь, № 9 (12). С. 39–47.
  • Сусоколова И. А. (2014). Развитие формализованных моделей в эмпирической психологии // Одаренный ребенок. Ч. 1: № 4. С. 16–30. Ч. 2: № 5. С. 6–24.
  • Сусоколова И. А. (2016). Объективно‑эмпирические исследования высшей формы психики. К 150‑летию основания психометрии // Одаренный ребенок. Ч. 1: № 2. С. 6–33. Ч. 2: № 3. С. 13–38.
  • Bagley W. C. (1900). On the correlation of mental and motor ability in school children // American Journal of Psychology. Vol. 12. P. 193–205.
  • Binet A. (1894). Introduction à la psychologie experimentale. Paris: Alcan.
  • Binet A. (1900). Attention et adaptation // L'Année psychologique. Vol. 6. P. 248–404.
  • Binet A., Henri V. (1895a). La mémoire des mots // L'Année psychologique. Vol. 1. P. 1–23.
  • Binet A., Henri V. (1895b). La mémoire des phrases // L'Année psychologique. Vol. 1. P. 24–59.
  • Binet A., Henri V. (1896). La psychologie individuelle // L'Année psychologique. Vol. 2. P. 411–465.
  • Binet A., Henri V. (1898). La fatigue intellectuelle. Paris: Schleicher frères.
  • Binet A., Passey J. (1894). La psychologie des auteurs dramatiques // Revue philosophique. Vol. 37. P. 240–296.
  • Binet A., Passey J. (1895). Ếtudes de psychologie sur les auteurs dramatiques // L'Année psychologique. Vol. 1. P. 60–118.
  • Binet A., Simon Th. (1905). New method for the diagnosis of the intellectual level of subnormals // L'Année psychologique. Vol. XI. P. 191–244.
  • Binet A., Simon Th. (1908). The development of intelligence in the child // L'Année psychologique. Vol. XIV. P. 1–90.
  • Binet A., Simon Th. (1911). New investigations upon the measure of the intellectual level among school children // L'Année psychologique. Vol. XVII. P. 145–201.
  • Binswanger L. (1922). Einführung in die Probleme der allgemeinen Psychologie. Berlin: Verlag von Julius Springer.
  • Brown R. T. (1989). Creativity, what are we to measure? // Handbook of Creativity. Glover J., Ronning R., Reynolds C. (Еds.). New York. P. 3–32.
  • Burt C. (1909). Experimental tests of general intelligence // British Journal of Psychology. III. P. 94–172.
  • Cattel J. M. (1890). Mental tests and measurements // Mind. 15. P. 373–381.
  • Chassel L. (1916). Tests for originality // Journal of Educational Psychology. 7. P. 317–328.
  • Csikszentmihalyi M. (1996). Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention. New York: Harper Perennial Modern Classics.
  • Darwin Ch. (1859). The Origin of Species. London: John Murray, Albemarle Street.
  • Dearborn G. (1898). A study of imagination // American Journal of Psychology. Vol. 5. P. 183–190.
  • Duncker K. (1945). On problem‑solving // Psychological Monographs. 58 (5).
  • Ebbinghaus H. (1885). Über das Gedächtnis. Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot.
  • Eysenck H. J. (1979). The Structure and Measurement of Intelligence. Berlin, Heidelberg, New York: Springer‑Verlag.
  • Galton F. (1865). Hereditary talent and character // MacMillan's Magazin. Vol. XII. P. 157–166, 318–327.
  • Galton F. (1879). The geometric mean in vital and social statistics // Proceedings of the Royal Society of London. Vol. XXIX. P. 365–367.
  • Galton F. (1880). Statistics of mental imagery // Mind. 5. P. 301–318.
  • Galton F. (1888). Correlations and their measurement chiefly from anthropometric data // Royal Society Proceedings. December 20. P. 135–145.
  • Galton F. (1908). Memories of My Life. London: Methuen.
  • Galton F. (1911). Inquiries into Human Faculty and Its Development. London: J. M. Dent & Sons.
  • Galton F. (1952). Hereditary Genius: An Inquiry into Its Laws and Consequences. New York: Horizon Press.
  • Glăveanu V. P. (2014). The psychology of creativity: A critical reading // Creativity. Theories – Research – Applications. Vol. 1. Issue 1. Р. 10–32.
  • Goddard H. H. (1908). The Binet and Simon tests of mental capacity // The Training School. Vol. 5. P. 3–9.
  • Guilford J. P. (1948). Some lessons from aviation psychology // American Psychologist. 3. P. 3–11.
  • Guilford J. P. (1950). Creativity // American Psychologist. 5. P. 444–454.
  • Guilford J. P. (1952). General Psychology. Princeton, NJ: D. Van Nostrand Company, Inc.
  • Guilford J. P. (1955). Les dimensions de l'intellect // L'analyse factorielle et ses applications. Ed. by H. Laugier. Paris: CNRS. P. 55–77, 92, 206.
  • Guilford J. P. (1956). The structure of intellect // Psychological Bulletin. Vol. 53 (4). P. 267–293.
  • Guilford J. P. (1968). New frontiers of testing in the discovery and development of human talent (Seventh Annual Western Regional Conference on Testing Problems. Los Angeles, 1958. P. 20–32) // Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, CA: R. R. Knapp. P. 3–13.
  • Guilford J. P. (1959а). Three faces of intellect // American Psychologist. 14. P. 469–479.
  • Guilford J. P. (1959b). Traits of creativity // Creativity and Its Cultivation. Ed. by H. H. Anderson. New York: Harper and Row. P. 142–161.
  • Guilford J. P. (1961). Factorial angles to psychology // Psychological Review. 68. P. 1–20.
  • Guilford J. P. (1967a). Joy Paul Guilford // A History of Psychology in Autobiography. Boring E., Lindzey G (Еds.). Vol. V. East Norwalk, CT: Appleton‑Century‑Crofts. P. 169–191.
  • Guilford J. P. (1967b). The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw‑Hill Inc.
  • Guilford J. P. (1986). Creative Talents. Buffalo, NY: Bearly Limited.
  • Guilford J. P. (1988). An odyssey of the SOI model. Autobiography of Dr. J. P. Guilford. Tokyo: International Society for Intelligence Education.
  • Guilford J. S., Zimmerman W. S., Guilford J. P. (1976). The Guilford‑Zimmerman Temperament Survey Handbook. San Diego, CA: EdITS Publishers.
  • Hennessey B. A. (2010). The creative‑motivation connection // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. C. Kaufman, R. J. Sternberg. Cambridge Univ. Press. P. 342–365.
  • Herbart J. (1824). Psychologie als Wissenschaft. Neu gegründet auf Erfahrung, Metaphysik und Mathematik. Königsberg.
  • Hume D. (1739–1740). A Treatise of Human Nature. London.
  • Hunt M. (2007). The Story of Psychology. New York: Anchor Books.
  • James W. (1892). Text‑Book of Psychology: Briefer Course. New York: Henry Holt and Company.
  • Kaufman J. C., Sternberg R. J. (Eds.). (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge Univ. Press.
  • Kraepelin E. (1895). Der psychologische Versuch in der Psychiatrie // Psychologische Arbeiten. Vol. XXIX. P. 367–376.
  • Leibniz G. W. von. (1714). La monadologie.
  • McNemar Q. (1964). Lost our intelligence? Why? // American Psychologist. Vol. 19. P. 871–882.
  • Mednik S. A. (1962). The associative basis of the creative process // Psychological Review. 69. P. 220–232.
  • Mill J. (1829). Analysis of the Phenomena of the Human Mind. London: Baldwin and Cradock.
  • Mill J. S. (1843). A System of Logic, Ratiocinative and Inductive. Vol. 1–2. London: John W. Parker.
  • Newell A., Shaw J., Simon H. (1962). The process of creative thinking // Contemporary Approaches to Creative Thinking. Ed. by H. Gruber, G. Terrell, M. Wertheimer. New York: Atherton. P. 63–119.
  • Nicholls J. G. (1972). Creativity in the person who will never produce anything original and useful: the concept of creativity as a normal distributed trait // American Psychologist. August, 27. P. 717–727.
  • Oehrn A. (1895). Experimentelle Studien zur individuellen Psychologie // Psychologische Arbeiten. 1. P. 92–151.
  • Osborn A. F. (1942). How to Think Up. New York: McGraw‑Hill Book.
  • Osborn A. F. (1948). Your Creative Power. How to Use Imagination. New York: Charles Scribner's Sons, London: Charles Scribner's Sons Ltd.
  • Pearson K. (1896). Mathematical contributions to the theory of evolution: regression, heredity and panmixia // Philosophical Transaction. 187A. P. 253–318.
  • Runco M. A. (2010). Divergent thinking, creativity, and ideation // The Cambridge Handbook of Creativity. Ed. by J. Kaufman, R. Sternberg. Cambridge Univ. Press. Р. 413–446.
  • Runco M. A., Okuda S. M. (1988). Problem discovery, divergent thinking, and the creative process // Journal of Youth and Adolescence. 17. P. 211–220.
  • Seashore C. E. (1899). Some psychological statistics // University of Iowa Studies in Psychology. Vol. 2. P. 1–84.
  • Sharp S. E. (1899). Individual psychology: A study in psychological method // American Journal of Psychology. Vol. 10. #3. P. 329–391.
  • Smith G. M. (1933). Group factors in mental tests similar in material or in structure // Archives of Psychology. N 156.
  • Spearman C. E. (1904). "General intelligence", objectively determined and measured // American Journal оf Psychology. 15. P. 201–293.
  • Spearman C. E. (1923). The Nature of "Intelligence" and the Principles of Cognition. London: MacMillan and Co., Ltd.
  • Spearman C. E. (1927). The Abilities of Man. London: MacMillan and Co., Ltd.
  • Spearman C. E. (1930). C. Spearman // A History of Psychology in Autobiography. Vol. 1. C. Murchison (Еd.). Worcester, MA: Clark University Press. P. 299–333.
  • Stern W. (1911). Die Differentielle Psychologie. Leipzig: Verlag von Johann Ambrosius Barth.
  • Sternberg R. (Ed.). (1988). The Nature of Creativity. Contemporary Psychological Perspectives. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Stout G. F. (1896). Analytic Psychology. In 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press.
  • Terman L. M. (1906). Genius and stupidity: A study of some of the intellectual processes of seven "brighter" and seven "stupid" boys // Pedagogical Seminary. 13. P. 307–373.
  • Terman L. M. (1916). The Uses of Intelligence Tests. Boston, MA: Houghton, Mifflin and Company.
  • Thomson G. H. (1939/1951). The Factorial Analysis of Human Ability. London: University of London Press Ltd.
  • Thurstone L. L. (1938). Primary Mental Abilities. Chicago: University of Chicago Press.
  • Thurstone L. L. (1952). L. L. Thurstone // A History of Psychology in Autobiography. Ed. by E. Boring, G. Lindzey. Vol. IV. Worcester, MA: Clark University Press. P. 295–321.
  • Wallach M. A., Kogan N. (1965). Modes of Thinking in Young Children. New York: Holt, Rinehart, & Winston.
  • Wissler C. (1901). The correlation of mental and physical traits // Psychological Review, Monograph Supplements. Vol. 8 (whole #16).
  • Wolff Ch. (1734/1972). Psychologia rationalis // Gesammelte Werke. II, Lateinische Schriften. Vol. 6. Ed. by J. École. Hildesheim: Georg Olms Verlag.
  • Woodworth R. S. (1918). Dynamic Psychology. New York: Columbia University Press.
  • Yamamoto K. A. (1965). Validation of tests of creative thinking: a review of some studies // Exceptional Children. Vol. 31. Iss. 6. P. 281–290.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии