О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Няголова М. Д. (2018). Вклад А. В. Брушлинского в критику культурно‑исторической теории мышления

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск2 Страницы22–32
РазделЮбилей А. В. Брушлинского ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318020024
Для цитатыНяголова М. Д. (2018). Вклад А. В. Брушлинского в критику культурно‑исторической теории мышления // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 22–32.




Вклад А. В. Брушлинского в критику
культурно‑исторической теории мышления


Статья посвящена научному творчеству А. В. Брушлинского. Рассматривается методологическое и историко‑психологическое значение его первой научной монографии «Культурно‑историческая теория мышления» (1968). Представлены и кратко прокомментированы публикации за последние годы, прослеживающие вклад А. В. Брушлинского в изучение творчества Л. С. Выготского. Проанализирована направленность его основных выводов. Обсуждаются причины отсутствия научного диалога в 60‑х годах XX в. с представителями школы Л. С. Выготского и его последователями. Показано, что начало дискуссии вокруг принципов культурно‑исторической теории мышления в российской и мировой психологии относится лишь к 1990‑м годам. В итоге отмечается, что на протяжении всей жизни А. В. Брушлинский последовательно углубляет и развивает свою критику культурно‑исторической теории мышления.

Ключевые слова: культурно‑историческая теория мышления; субъектно‑деятельностный подход; знакоцентристкая теория; социоцентризм; интериоризация; психика; теория высших психологических функций; зона ближайшего развития; советская психология; А. В. Брушлинский; Л. С. Выготский; «хрущевская оттепель»; история научных идей


Библиография
  • Абульханова К. А., Воловикова М. И. (2003). О научном наследии А. В. Брушлинского // Психология: современные направления междисциплинарных исследований / отв. ред. А. Л. Журавлев, Н. В. Тарабрина. М.: Институт психологии РАН. С. 23–28.
  • А. В. Брушлинскому 60 лет (1993) // Вопросы психологии. № 1. С. 116–119.
  • Артамонов В. И. (1994). Дискуссии. Л. С. Выготский и марксизм в советской психологии // Психологический журнал. № 1. С. 115–126.
  • Богданчиков С. А. (2008). Советская психология накануне 1936 года // Вопросы психологии. № 1. С. 156–164.
  • Богданчиков С. А. (2011). История советской психологии: 1920–1930‑е годы // Саратов: Саратовский государственный социально‑экономический университет.
  • Богданчиков С. А. (2013). О вкладе А. В. Брушлинского в изучение истории советской психологии // Человек, субъект, личность в современной психологии. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. С. 24–26.
  • Брушлински А. (2013). Психология на субекта. Велико Търново: ПИК.
  • Брушлинский А. В. (1966). «Культурно‑историческая» теория мышления // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука. С. 123–174.
  • Брушлинский А. В. (1968). Культурно‑историческая теория мышления. М.: Высшая школа.
  • Брушлинский А. В. (1981). Проблема общественного‑индивидуального в психике человека и культурно‑историческая теория // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции, Москва, 23–25 июня 1981 г. / отв. ред. В. В. Давыдов. М.: ВНИИТЭ. С. 32–37.
  • Брушлинский А. В. (1989). С. Л. Рубинштейн – родоначальник деятельностного подхода в психологической науке // Психологический журнал. № 3. С. 43–59.
  • Брушлинский А. В. (1996). Первые уточнения текстов Л. С. Выготского // Психологический журнал. № 3. С. 19–25.
  • Брушлинский А. В. (2003). Психология субъекта. СПб.: Алетейя.
  • Брушлинский А. В. (2010). Культурно‑историческая теория мышления. М.: ЛИБРОКОМ.
  • Выготский Л. С. (1956). Избранные психологические исследования. М.: Издательство Академии педагогических наук.
  • Выготский Л. С. (1960). Развитие высших психических функций. М.: Издательство Академии педагогических наук.
  • Выготский Л. С. (1982). Собрание сочинений. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.
  • Выготский Л. С. (1983). Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика.
  • Выготский Л. С. (1991). Педагогическая психология. М.: Педагогика.
  • Грэхэм Л. Р. (1991). Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Издательство политической литературы.
  • Давыдов В. В. (1991). Л. С. Выготский и проблемы педагогической психологии // Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика. С. 5–32.
  • Деятельность: теории, методология, проблемы (1990) / ред.‑сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат.
  • Ждан А. Н. (2013). Вклад А. В. Брушлинского в историко‑психологическую науку // Человек, субъект, личность в современной психологии. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. С. 26–29.
  • Знаков В. В. (2003). А. В. Брушлинский: верность традициям и эволюция научных взглядов // Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления / отв. ред. В. В. Знаков, Т. В. Корнилова. М.: Институт психологии РАН. С. 17–24.
  • Кайлер П. (2012). «Культурно‑историческая теория» и «культурно‑историческая школа»: от мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». № 1. С. 34–46.
  • Кудрявцев В. Т. (2013). А. В. Брушлинский: критика «знакоцентризма» и ее контекст // Человек, субъект, личность в современной психологии. Т. 1 / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. С. 32–35.
  • Михайлов Ф. Т. (2005). Проблемы метода культурно‑исторической психологии // Культурно‑историческая психология. № 2. С. 30–46.
  • Накумура К. (1996). Вокруг толкования понятия зоны ближайшего развития // Психологический журнал. № 4. С. 20–31.
  • Няголова М. (2006). Хуманистичната психология. Велико Търново: Университетско издателство «Св. Св. Кирил и Методий».
  • Парадоксы нашего времени (интервью с А. В. Брушлинским) (1995) // Мир психологии и психология в мире. № 4. С. 100–117.
  • Пащенко Е. В. (1997). Выготский, Рубинштейн и Московичи // Психологический журнал. № 2. С. 169–174.
  • Психологическая наука в России XX столетия (1997) / под ред. А. В. Брушлинского. М.: Институт психологии РАН.
  • Розин В. М. (1997). Исследование мышления в работе Л. С. Выготского «Мышление и речь» // Психологический журнал. № 5. С. 128–138.
  • Селиванов В. В. (2010). Предисловие // А. В. Брушлинский. Культурно‑историческая теория мышления. М.: ЛИБРОКОМ. С. 4–20.
  • Сироткина И. Е. (1996). Науки о человеке в исторической перспективе: диалог между Россией и Западом вокруг работ М. М. Бахтина, Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. № 2. С. 183–186.
  • Ярошевский М. Г. (1992). Л. С. Выготский и марксизм в советской психологии // Психологический журнал. № 5. С. 84–99.
  • Bruschlinski A. W. (1967). Die "kulturhistorische Theorie" des Denkens // Budilowa et al. Untersuchungen des Denkens in der sowjetischen Psychologie. Berlin: Volk und Wissen.
  • Slutsky V. (2000). Book Review: Russian Psychology of the 20th century (Problems, Theories and Histories) // International Journal of Behavioral Development. 24 (2).

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии