О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Знаков В. В., Сергиенко Е. А. (2018). Андрей Владимирович Брушлинский: жизнь, отданная науке

<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск2 Страницы5–21
РазделЮбилей А. В. Брушлинского ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318020012
Для цитатыЗнаков В. В., Сергиенко Е. А. (2018). Андрей Владимирович Брушлинский: жизнь, отданная науке // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 5–21.




Андрей Владимирович Брушлинский:
жизнь, отданная науке


В статье раскрывается значение А. В. Брушлинского для психологической науки. Представлен краткий биографический очерк его жизни и становление его как методолога, теоретика, творца и организатора психологической науки. За почти полвека творческой деятельности он разработал теорию мышления как прогнозирования, исследовал фундаментальные вопросы методологии и истории психологии, проблемы искусственного интеллекта, соотношения психологии и математики. Им был разработан континуально‑генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта. На основе этого метода А. В. Брушлинский создал теорию субъекта и его социальности, различив социальное и общественное; обобщил принцип детерминизма применительно к социально‑историческому развитию человека. Показано, что А. В. Брушлинский разработал целостный оригинальный вариант психологии субъекта, сформулировав субъектно‑деятельностный подход. В его варианте психологии субъекта фактически представлена история главных проблем российской психологической науки ХХ в., которые в течение почти полувека занятий научной деятельностью были в фокусе внимания Брушлинского. Это проблемы соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного, внешних причин и внутренних условий в детерминации психики. Выделены основные принципиально новые положения психологии субъекта: осуществлен переход от микросемантического к макроаналитическому методу познания психического; значительно расширены представления о содержании активности как фактора детерминации психики; проанализирована системность исследования динамического, структурного и регулятивного планов анализа психологии субъекта; показана принципиальная возможность неоднозначности решений субъектом жизненных задач в противовес господствовавшему до этого в отечественной психологии представлению о получении нового знания о мире только в результате решения предметных задач. Кратко излагается суть психологии субъекта, сформулированная А. В. Брушлинским, который видел перспективу психологической науки в разработке субъектного подхода, в переходе от психологии психических процессов к субъектной психологии, что требует значительных усилий и времени, консолидации научных усилий в решении данной задачи чрезвычайной сложности.

Ключевые слова: субъектно‑деятельностный подход; психология субъекта; принципы психологии субъекта; перспективы психологии субъекта


Библиография
  • Абульханова К. А. (1997). Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН. С. 56–74.
  • Абульханова К. А. (2005). Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Т. 2. № 4. С. 3–22.
  • Ананьев Б. Г. (1968). Человек как предмет познания. Л.: Изд‑во Ленингр. ун‑та.
  • Брушлинский А. В. (1968). Культурно‑историческая теория мышления. М.: Высшая школа.
  • Брушлинский А. В. (1979). Мышление и прогнозирование: логико‑психологический анализ. М.: Мысль.
  • Брушлинский А. В. (1999). Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. Справочное руководство / под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра‑М. С. 330–346.
  • Брушлинский А. В. (2000а). Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. № 3. С. 43–48.
  • Брушлинский А. В. (2000б). Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. № 6. С. 5–11.
  • Брушлинский А. В. (2001). О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва; Ярославль: ДИА‑пресс. С. 5–23.
  • Брушлинский А. В. (2002). О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ПЕР СЭ. С. 9–33.
  • Брушлинский А. В. (2003). Психология субъекта / под ред. В. В. Знакова. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя.
  • Брушлинский А. В. (2006). Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН.
  • Брушлинский А. В., Темнова Л. В. (1993). Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений / под ред. К. А. Абульхановой и М. И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН. С. 45–56.
  • Журавлев А. Л. (2009). Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. № 5. С. 72–80.
  • Знаков В. В. (2007). Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН.
  • Знаков В. В. (2016). Психология понимания мира человека. М.: Институт психологии РАН.
  • Личность и бытие: субъектный подход (2008). Материалы научной конференции, посвященной 75‑летию со дня рождения члена‑корреспондента РАН А. В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М.: Институт психологии РАН.
  • Мелешко Т. К. (2005). Континуально‑генетическая теория А. В. Брушлинского: рождение идеи // Психологический журнал. № 4. С. 98–104.
  • Мелешко Т. К., Журавлев А. Л. (2006). А. В. Брушлинский – ученый и организатор науки // А. В. Брушлинский. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН. С. 5–21.
  • Поддьяков А. Н. (2014). Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
  • Проблема субъекта в психологической науке (2000) / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академический проект.
  • Психология индивидуального и группового субъекта (2002) / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ.
  • Психология субъекта и психология человеческого бытия (2010) / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун‑т.
  • Селиванов В. В. (2003). Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск: Универсум.
  • Сергиенко Е. А. (2011). Системно‑субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. № 1. С. 120–132.
  • Сергиенко Е. А. (2013). Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. № 2. С. 5–16.
  • Субъект, личность и психология человеческого бытия (2005) / под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН. С. 9–44.
  • Субъектный подход в психологии (2009) / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН.
  • Харламенкова Н. Е., Журавлев А. Л. (2009). Психология личности как открытой и развивающейся системы (к юбилею Л. И. Анцыферовой) // Психологический журнал. № 6. С. 30–39.
  • Человек, субъект, личность в современной психологии (2013). Материалы Международной конференции, посвященной 80‑летию А. В. Брушлинского. В 3 т. М.: Институт психологии РАН.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии