О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Умрихин В.В., Ромащук А.Н. Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3
Раздел
Философия психологии
Страницы
26-37
Тип
Научная статья
Заглавие
Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века
Авторы
Умрихин Владимир Владимирович
Ромащук Александр Николаевич
Аннотация
На материале истории мировой психологии выявляется важное имплицитное методологическое основание коренных преобразований ее предмета в ХХ веке – постепенный переход от субстанциального (структурного) к функциональному способу определения предмета психологии. Показаны конкретные пути воплощения функционального подхода в различных психологических школах и направлениях. Проанализированы значения понятия «функция», используемые в европейском и американском функционализме. На материале исследования эгоцентрической речи подробно раскрыто значение функционального подхода как средства раскрытия закономерностей структуры и генеза человеческой психики в концепции Л.С. Выготского. Из разных областей современной психологии приведен широкий ряд примеров исследований, воплощающих функциональный подход через нахождение позитивных функций: «магического мышления» в психологии мышления, когнитивных стилей в дифференциальной психологии, межличностного конфликта в социальной психологии, «восточного диалектического мышления» в кросскультурной психологии, нелинейных систем перспектив изображения в психологии искусства.
Ключевые слова
  • предмет психологии
  • субстанциальное определение
  • функциональное определение
  • неявное знание
  • функциональный подход
  • методологические основания психологии
  • эгоцентрическая речь
  • анализ по функции
  • позитивный подход
  • «магическое мышление»
  • «восточное диалектическое мышление»
  • нелинейные системы перспективы изображения
Библиография
  • Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996.
  • Вартофский М. Модели: репрезентация и научное понимание. М., 1988.
  • Вундт В. Введение в психологию. М., 1912а.
  • Вундт В. Очерки психологии. М., 19126.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
  • Выготский Л.C. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 1. М., 1982. С. 191-435.
  • Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
  • Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  • Джеймс У. Научные основы психологии. Мн., 2003.
  • Джемс В. Психология. СПб., 1896.
  • Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Конфликтология / Сост. Н.И. Леонов. М.; Воронеж, 2002.
  • Ждан А.Н. История психологии. М., 1999.
  • Запорожец А.В. Развитие мышления // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х тт. Т. 2. М., 1986.
  • Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань, 1969.
  • Котова М.В., Ромащук А.Н., Сенющенков С.П., Скворцов А.А. Понятие «функция» в функциональной психологии конца XIX – начала XX веков // Материалы международной конференции по истории психологии «IV Московские встречи», 26-29 июня 2006 г. М., 2006. С. 89-95.
  • Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  • Кун Т. Структура научных революций. М., 2009.
  • Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идеи в философии. Сб. 16. Психология мышления. СПб., 1914. С. 43-83.
  • Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  • Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
  • Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  • Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.
  • Ромащук А.Н. Функциональный анализ эгоцентрического мышления: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  • Ромащук А.Н. Функциональный подход в современной психологии: единство функции и развития // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4-х тт. Т. 1. М., 2010 (в печати).
  • Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1995.
  • Умрихин В.В. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 166-174.
  • Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2004.
  • Штумпф К. Явления и психические функции // Новые идеи в философии. Сб. 4. Что такое психология? СПб., 1913. С. 50-101.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
  • Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
  • Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996.
  • Angell J.R. The Province of Functional Psychology // Psychological Review. 1907. 14. P. 61-91.
  • Boring E.G. A History of Experimental Psychology. N.Y., 1957.
  • Cole M., Cole S.R., Lightfoot C. The Development of Children. 5th ed. N.Y., 2005.
  • Dewey J. The Reflex Arc Concept in Psychology // Psychological Review. 1896. 3. P. 357-370. [http://psychclassics.yorku.ca/Dewey/reflex.htm]
  • Nisbett R.E. Geography of Thought: How Asians and Westerners Think Differently... And Why. N.Y., 2003.
  • Peng K., Nisbett R.E. Culture, dialectics, and reasoning about contradiction // American Psychologist. 1999. 54. P. 741-754.
  • Pronin E., Wegner D.M., McCarthy K., Rodriguez S. Everyday Magical Powers: The Role of Apparent Mental Causation in the Overestimation of Personal Influence // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. V. 91. I. 2. P. 218-231.
  • Subbotsky E. Children’s and adults’ reactions to magical and ordinary suggestion: Are suggestibility and magical thinking psychologically close relatives? // The British Journal of Psychology. 2007. 98. P. 547-574.
Ссылка на эту статью
Умрихин В.В., Ромащук А.Н. Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 26-37.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии