|  | Тульчинский Г.Л. Сдвиг гуманитарной парадигмы, трансцендентальный субъект и постчеловеческая персонология 
 
| Журнал | 
Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1
 |  | Раздел | 
Философские основания
 |  | Страницы | 
32-51
 |  | Тип | 
Научная статья
 |  | Заглавие | 
Сдвиг гуманитарной парадигмы, трансцендентальный субъект и постчеловеческая персонология
 |  | Авторы | 
Тульчинский Григорий Львович
 |  | Аннотация | 
Утверждается сдвиг гуманитарной парадигмы, который должен опираться на принципиальный учет роли и значения личности – главного источника динамики смыслообразования. Этот сдвиг заложен в феноменологии Э. Гуссерля и последующем развитии философских направлений. Смыслообразование является проявлением человеческой свободы и ответственности. Феноменология подтвердила, что аподиктические истины надо искать в области трансцендентального субъекта. Феноменологический анализ сводится в конечном счете к самоидентификации. «Гносеологическая» стадия развития философии, разводящая субъект и объект, выводит на первый план проблему свободы и личности. Следующая, «аксиологическая» стадия выражает созревание персонологической доминанты. Самосознание – наиболее важное проявление человеческой сущности. Субъект самосознания является носителем свободы. Очевидна историческая тенденция сужения границ Я. Единство Я нельзя найти в готовом виде, его можно только осуществить неустанным усилием утверждения скрытой сущности свободы. Я – точка сборки ответственности. Содержание гуманитарности выстраивается в пять уровней: инфраструктуры культур, антропологический, культурологический, персонологический, метафизики нравственности. Несостоятельно и опасно игнорировать одни из этих уровней в социальной деятельности. Возможность гуманитарного знания основана на единстве и универсальности духа. Единый и универсальный дух проявляется через конкретную личность, занимающую конкретную и уникальную позицию в мире. Постчеловеческая персонология – это перспектива метафизики личности. Тело предстает посредником между двумя планами человеческого бытия: трансцендентальным и реальным. С ростом сферы мыслимого человеческий мир все более переходит в модус возможного. Возможное принципиально важно для персонологии: самый глубокий момент в самосознании и идентичности – Я, которого еще нет, но которое возможно. Ключевыми моментами сдвига гуманитарной парадигмы являются поссибилизм и потенцирование.
 |  | Ключевые слова | 
человек
гуманитарность
сознание
субъект
трансцендентальный субъект
интенциональность
интенциональные объекты
Я
личность
персонология
постчеловеческая персонология
посттелесное Я
смыслообразование
свобода
ответственность
возможное
динамизм
 |  | Библиография | 
Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Избранное. Том 1: Философия культуры. М., 1996.
Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М., 1993.
Лихачев Д.С. Декларация прав культуры // Раздумья о России. СПб., 1999. С. 635-640.
Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л., 1986.
Мунье Э. Персонализм. М., 1993.
Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995.
Пископпель А.А. Гуманистический принцип личности и предмет психологии // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Вып. 1. С. 232-250.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
Розанов В.В. Уединенное. М., 2006.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2009.
Серкова В.А. Формирование метода феноменологической дескрипции в философии Э. Гуссерля. СПб., 2000.
Слинин Я.А. Современная модальная логика. Л., 1976.
Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. СПб., 2001.
Солонин Ю.Н. Наука как предмет философского знания. Л., 1986.
Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986.
Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996.
Тульчинский Г.Л. Идеи: источники, динамика и логическое содержание // История идей как методология гуманитарных исследований. Часть I. СПб., 2001. С. 28-58.
Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002а.
Тульчинский Г.Л. Трансцендентальный субъект, постчеловеческая персонология и новые перспективы гуманитарной парадигмы // Я. (А. Слинин) и мы. К 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб., 2002б. С. 528-555.
Тульчинский Г.Л. Тело свободы // М.Н. Эпштейн. Философия тела. Г.Л. Тульчинский. Тело свободы. СПб., 2006. С. 195-408.
Тульчинский Г.Л. Рациональность: насилие или жизненная компетентность? // Виктор Александрович Штофф и современная философия науки / Ред. Ю.М. Шилков. СПб., 2007. С. 213-246.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Флоровский Г.В. Тварь и тварность // Православная мысль. Париж. 1928. № 1.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2000.
Шпет Г.Г. Сознание и его собственник // Георгию Ивановичу Челпанову от учеников его семинариев в Киеве и Москве 1891-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916.
Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды. М., 2006.
Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
Эпштейн М.Н. Философия возможного. СПб., 2001.
Эпштейн М.Н. Философия тела // М.Н. Эпштейн. Философия тела. Г.Л. Тульчинский. Тело свободы. СПб., 2006. С. 9-194.
 |  | Ссылка на эту статью | 
Тульчинский Г.Л. Сдвиг гуманитарной парадигмы, трансцендентальный субъект и постчеловеческая персонология // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1. С. 32-51.
 |  |