О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Арестова О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4
Раздел
Развитие идей О.К. Тихомирова в современных исследованиях представителей его школы
Страницы
95-107
Тип
Научная статья
Заглавие
Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова
Авторы
Арестова Ольга Николаевна
Аннотация
Одним из важных направлений исследования мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова является изучение структурирующей функции мотивации в мышлении. Разработка представлений о структурирующем влиянии мотивации получила как теоретическое, так и еще более богатое экспериментальное воплощение. Исследования показали, что структурирующая функция мотивации оказывает влияние на многочисленные параметры мышления: стратегию целеполагания, устойчивость и разработанность перспективного целеполагания, особенности эмоциональной регуляции, соотношение конкретных и обобщенных компонентов решения задачи, степень эгоцентричности. Особое значение имеет влияние конфликтных мотивационных образований, в этом случае мыслительная деятельность переходит от собственно познавательной функции к функции понятийного оформления возникающих в ходе разрешения мотивационного конфликта личности смысловых образований.
Ключевые слова
  • школа О.К. Тихомирова
  • мыслительная деятельность
  • регуляция мыслительной деятельности
  • смысловая теория мышления
  • мотив
  • структурирующая функция мотива
  • мыслительный мотив
  • целостная мотивация личности
  • мотивационный конфликт
  • избирательное искажение познавательных процессов
  • понятийное оформление
Библиография
  • Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. С. 40-52.
  • Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1999. № 3. С. 16-25.
  • Арестова О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 233-243.
  • Арестова О.Н. Аффективные искажения в понимании пословиц // Вопросы психологии. 2006а. № 1. С. 83-93.
  • Арестова О.Н. Психологические механизмы структурирующего влияния мотивации на мыслительную деятельность // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006б. № 3. С. 3-14; № 4. С. 10-20.
  • Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161-171.
  • Арестова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 1. С. 12-22.
  • Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 20-29.
  • Березанская Н.Б. Индивидуальные стили использования ЭВМ при решении творческих задач // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г. Ярошевского, О.К. Тихомирова. М., 1987. С. 124-167.
  • Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. 3. Субъект познания. М., 2001. С. 25-29.
  • Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: канд. дис. М., 1978.
  • Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  • Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1998.
  • Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. М., 2005. С. 667-1020.
  • Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Предисловие к хрестоматии по общей психологии // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1980. С. 3-10.
  • Гурьева Л.П. Умственная деятельность в условиях автоматизации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  • Джемс У. Научные основы психологии. СПб., 1902.
  • Копина О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  • Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. В 5-ти тт. Т. 3. М., 1964.
  • Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
  • Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
  • Майер Г. Эмоциональное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1980. С. 123-130.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  • Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  • Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971.
  • Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.
  • Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  • Телегина Э.Д., Богданова Т.Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 121-124.
  • Телегина Э.Д., Волкова Т.Г. Мотивация и процессы целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.
  • Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  • Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М., 1999. С. 191-234.
  • Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2005.
  • Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
  • Экспериментальная психология. Вып. 5 / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1975.
Ссылка на эту статью
Арестова О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4. С. 95-107.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии