О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Бусыгина Н.П. Проблема качества качественного исследования: принципы научной и этической валидизации

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3
Раздел
Методология качественных исследований
Страницы
106-130
Тип
Научная статья
Заглавие
Проблема качества качественного исследования: принципы научной и этической валидизации
Авторы
Бусыгина Наталия Петровна
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к оценке качества качественных исследований. Автор показывает, что сегодня предложено немалое количество возможных критериев качества данного типа исследований, причем их число продолжает расти, так что разговоры о критериях начинают напоминать ситуацию бессмысленного «умножения сущностей». Кроме того, интерпретивистская критериология способствовала явному смещению акцента с техник и процедур, встроенных в исследовательский процесс и позволяющих гибко корректировать последний, на оценку уже законченного продукта. С точки зрения автора, возвращение к валидности как интегральному показателю качества исследования дает возможность акцентировать процессуальные аспекты – стратегии валидизации, служащие механизмами самокоррекции исследовательского процесса. Автор полагает, что валидизация в качественных исследованиях, как и в других типах исследований, должна быть основана на принципах критического рационализма. В статье обсуждаются конкретные стратегии и техники валидизации в качественных исследованиях, а также поднимаются вопросы о необходимости расширения концепции качества психологических исследований в связи с рефлексией их этической составляющей.
Ключевые слова
  • качественные исследования
  • качество качественных исследований
  • интерпретивистская критериология
  • стратегии валидизации
  • критический рационализм
  • этическая валидизация
Библиография
  • Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью. М., 2001.
  • Бусыгина Н.П. Кризис классической эпистемологии и проблема оценки валидности психологического исследования // Гуманитарные исследования в психотерапии / Под ред. Ф.Е. Василюка. М., 2007. С. 11-28.
  • Бусыгина Н.П. Феноменологический и герменевтический подходы в качественных психологических исследованиях // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 57-65.
  • Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
  • Гадамер Х.-Г. Истина в науках о духе // Топос. 2000. № 1. С. 7-12.
  • Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
  • Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996.
  • Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. М., 2007.
  • Позер Х. Правила как формы мышления: Об истине и конвенции в науках // Научные и вненаучные формы мышления. Материалы симпозиума. М.; Киль, 1996.
  • Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2007.
  • Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27-37.
  • Xюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.
  • Altheide D., Johnson J. Criteria for assessing interpretive validity in qualitative research // Handbook of qualitative research / Ed. by N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. Thousand Oaks, 1994. P. 485-499.
  • Angen M.J. Evaluating interpretive inquiry: Reviewing the validity debate and opening the dialogue // Qualitative health research. 2000. Vol. 10. N 3. P. 378-395.
  • Bailey P.H. Assuring quality in narrative analysis // Western J. of Nursing Research. 1996. Vol. 18. P. 186-194.
  • Cronbach L.J., Meehl P.E. Construct validity in psychological tests // Psychological Bulletin. 1955. Vol. 52. P. 281-302.
  • Eco U. (Ed.) Interpretation and overinterpretation. Cambridge, 1992.
  • Enerstvedt R.T. The problem of validity in social science // Issues of validity in qualitative research / Ed. by S. Kvale. Lund, 1989. P. 135-173.
  • Frosh S., Emerson P.D. Interpretation and overinterpretation: disputing the meaning of texts // Qualitative Research. 2005. Vol. 5 (3). P. 307-324.
  • Giorgi A. Facts, values and the psychology of the human person // The Indo-Pacific J. of Phenomenology. 2006. Vol. 6. Special Edition. [http://www.ipjp.org/issues/aug2006special/Special_Edition_Method-01_Giorgi.pdf]
  • Gould J., Kolb W. (Ed.) A dictionary of social sciences. N.Y., 1964.
  • Hamberg K. et al. Scientific rigor in qualitative research – examples from a study of women’s health in family practice // Family Practice. 1994. Vol. 11. N 2. P. 176-181.
  • Heshusius L. Freeing ourselves from objectivity: Managing subjectivity or turning toward a participatory mode of consciousness // Educational Researcher. 1994. Vol. 23 (3). P. 15-22.
  • Kirk J., Miller M.L. Reliability and validity in qualitative research // Qualitative Research Methods Series. Vol. 1. Newbury Park, 1986.
  • Lather P.A. Fertile obsession: Validity after poststructuralism // Sociological Quarterly. 1993. Vol. 34 (4). P. 673-693.
  • Lenzo K. Validity and self-reflexivity meet poststructuralism: Scientific ethos and the transgressive self // Educational Researcher. 1995. Vol. 24 (4). P. 17-23.
  • Lincoln Y., Guba E. Naturalistic inquiry. Beverly Hills, 1985.
  • Lincoln Y.S. Emerging criteria for quality in qualitative and interpretive research // Qualitative Inquiry. 1995. Vol. 3. P. 275-289.
  • Marshall C. Goodness criteria: Are they objective or judgement calls? // The paradigm dialog / Ed. by E.G. Guba. Newbury Park, CA, 1990. P. 188-197.
  • Maxwell J.A. Understanding and validity in qualitative research // Harvard Educational Review. 1992. Vol. 62. P. 279-299.
  • Mays N., Pope C. Assessing quality in qualitative research // British Medical J. 2000. Vol. 320. P. 50-52.
  • Mishler E.G. Validation in inquiry-guided research: The role of exemplars in narrative studies // Harvard Educational Review. 1990. Vol. 60. P. 415-440.
  • Morse J.M. et al. Verification strategies for establishing reliability and validity in qualitative research // International Journal of Qualitative Methods. 2002. Vol. 1 (2). Article 2. [http://www.ualberta.ca/~ijqm/]
  • Peshkin A. The goodness of qualitative research // Educational Researcher. 1993. Vol. 22 (2). P. 24-30.
  • Prilleltensky I. The morals and politics of psychology. Albany, 1994.
  • Ricoeur P. The model of the text: Meaningful action considered as a text // Interpretive social science: A reader / Ed. by P. Rabinow, W.M. Sullivan. Berkeley, 1979. P. 73-101.
  • Runyan W.M. Why did Van Gogh cut off his ear? The problem of alternative explanations in psychobiography // J. of Personality and Social Psychology. 1981. Vol. 40. P. 1070-1077.
  • Sandelowski M. The problem of rigor in qualitative research // Advances in Nursing Science. 1986. Vol. 8. P. 27-37.
  • Sandelowski M. Rigor or rigor mortis: The problem of rigor in qualitative research revisited // Advances in Nursing Science. 1993. Vol. 16. P. 1-8.
  • Seale C. The quality of qualitative research. L., 1999.
  • Silverman D. Doing qualitative research: A practical handbook. L., 2000.
  • Smith J.K. Goodness criteria: Alternative research paradigms and the problem of criteria // The paradigm dialogue / Ed. by E.G. Guba. Newbury Park, 1990. Р. 167-187.
  • Steiner C.J. The technicity paradigm and scientism in qualitative research // The Qualitative Report. 2002. 7 (2). [http://www.nova.edu/ssss/QR/QR7-2/steiner.html]
  • Tankard J.W. The statistical pioneers. Cambridge, 1984.
  • Tolman C.V., Maiers W. (Eds.) Critical psychology: Contribution to an historical science of the subject. Cambridge, 1991.
  • Tschudi F. Do qualitative and quantitative methods require different approaches to validity // Issues of validity in qualitative research / Ed. by S. Kvale. Lund, 1989. P. 109-134.
  • Van Manen M. Researching lived experience: Human science for an action sensitive pedagogy. Ontario, 1990.
  • Whittmore R., Chase S.K., Mandle C.L. Validity in qualitative research // Qualitative Health Research. 2001. Vol. 11. N 4. P. 522-537.
  • Yin R.K. Case study research: Design and methods. Thousand Oaks, 2003.
Ссылка на эту статью
Бусыгина Н.П. Проблема качества качественного исследования: принципы научной и этической валидизации // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3. С. 106-130.

| Версия для печати |
© 2019 Методология и история психологии