О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930 гг.

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2
Раздел
История отечественной психологии
Страницы
7-31
Тип
Научная статья
Заглавие
Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930 гг. (опыт детального критического анализа)
Авторы
Богданчиков Сергей Александрович
Аннотация
Приводятся результаты детального историографического анализа проблемы научных школ в советской психологии 1920-1930-х гг. Изучение с этой точки зрения монографий, учебников и учебных пособий по истории психологии современных отечественных авторов – А.Н. Ждан, В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, а также психологических словарей и энциклопедий (П.С. Гуревича, М.И. Еникеева, Л.А. Карпенко и А.В. Петровского, И.М. Кондакова, Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, Р.С. Немова, А.Л. Свенцицкого и др.) позволило прийти к выводу об отсутствии в настоящее время ясного и убедительного ответа на вопрос о научных школах в советской психологии 1920-1930-х гг., что напрямую увязывается с недостаточным вниманием исследователей, работающих в области истории психологии, к проблеме научных школ вообще и понятию «научная школа» – в частности.
Ключевые слова
  • научные школы (в психологии)
  • история советской психологии
  • историография советской психологии
  • советская психология 1920-1930-х гг.
  • монографии
  • учебники
  • словари по психологии
  • историографический анализ
Библиография
  • Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 3-4. С. 325-344.
  • Большая психологическая энциклопедия / Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С., Есина Е.В. и др. М., 2007.
  • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб., 2007.
  • Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2009.
  • Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно-историческая психология. 2007а. № 1.
  • Ждан А.Н. Научные школы отечественной психологии в историческом освещении // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: в 3-х тт. Т. 1. М.; Ростов н/Д, 2007б. С. 362-363.
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 8-е изд., испр. и доп. М., 2008.
  • Ждан А.Н. Общий очерк истории психологии в России // Российская психология: Антология / Авт.-сост. А.Н. Ждан. М., 2009. С. 3-26.
  • Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 117-127.
  • История психологии в лицах. Персоналии / Ред.-сост. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6-ти тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  • К 100-летию со дня рождения П.И. Зинченко // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 128-129.
  • Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  • Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М., 2008.
  • Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 2006.
  • Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2007.
  • Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
  • Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д, 1998.
  • Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М., 2001.
  • Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет – жизнь как проблема творчества // Шпет Г.Г. Психология социального бытия / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1996. С. 5-27.
  • Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний в концепции «психологии социального бытия» Г.Г. Шпета // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 119-127.
  • Марцинковская Т.Д. (ред.) Густав Густавович Шпет: архивные материалы, воспоминания, статьи. М., 2000.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студентов высших учебных заведений. 8-е изд., испр. и доп. М., 2008а.
  • Марцинковская Т.Д. Международная конференция, посвященная наследию Г.Г. Шпета // Вопросы психологии. 2008б. № 1. С. 171-174.
  • Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2008.
  • Микулинский С.Р., Ярошевский М.Г. Сеченов – великий русский естествоиспытатель и мыслитель // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980. С. 5-21.
  • Немов Р.С. Психологический словарь. М., 2007.
  • Общая психология. Словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6-ти тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  • Петровский А.В. Психология в России: XX век. М., 2000.
  • Петровский А.В. Записки психолога. М., 2001.
  • Петровский А.В. Психология и время. СПб., 2007.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2-х тт. Ростов н/Д, 1996.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие. М., 2001.
  • Полева Н.С. Сравнительно-исторический анализ психологических концепций научной школы Государственной академии художественных наук: дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  • Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  • Психологическая наука в СССР: в 2-х тт. / Ред. колл.: Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Ф.Н. Шемякин. М., 1959-1960.
  • Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Ростов н/Д, 2004.
  • Психологический словарь / Под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. М., 2007.
  • Психология в Московском университете: 1755-2005 / Научн. ред. А.Н. Ждан. М., 2007.
  • Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  • Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993-1999. Т. 1. А-М. 1993. Т. 2. М-Я. 1999.
  • Российская психология: Антология / Авт.-сост. А.Н. Ждан. М., 2009.
  • Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2004.
  • Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2009.
  • Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / Отв. ред. М.Г. Ярошевский. М., 1987.
  • Шикун А.А. Феномен научных психологических школ // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 8-12.
  • Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  • Ярошевский М.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века. Душанбе, 1961.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль (К столетию «Рефлексов головного мозга») // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 3-21.
  • Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. 1829-1905. Л., 1968.
  • Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 11. С. 97-109.
  • Ярошевский М.Г. Принцип детерминизма и логика развития научного познания // Вопросы философии. 1976. № 10. С. 43-54.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 7-97.
  • Ярошевский М.Г. И.М. Сеченов и психология активности // Вопросы психологии. 1979a. № 4. С. 91-107.
  • Ярошевский М.Г. О генезисе субъекта научного познания // Вопросы философии. 1979б. № 6. С. 68-80.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и развитие научных знаний о поведении // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980. С. 336-413.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
  • Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 5-18.
  • Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие. М., 1996а.
  • Ярошевский М.Г. Когда Л.С. Выготский и его школа появились в психологии? // Вопросы психологии. 1996б. № 5. С. 110-121.
  • Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М., Воронеж, 1996в.
  • Ярошевский М.Г. Трактовка истории поведения в научной школе Выготского-Лурия // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 118-125.
  • Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8-12.
  • Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Л.С. Выготский – исследователь проблем методологии науки // Вопросы философии. 1977. № 8. С. 91-105.
  • Ярошевский М.Г., Умрихин В.В. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 87-101.
  • Murchison C. (ed.) Psychologies of 1930. L.; Oxford, 1930.
Ссылка на эту статью
Богданчиков С.А. Современные отечественные авторы о научных школах в советской психологии 1920-1930 гг. (опыт детального критического анализа) // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2. С. 7-31.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии