О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Зинченко В.П. Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 1
Раздел
Многообразие подходов в исследовании сознания
Страницы
87-112
Тип
Научная статья
Заглавие
Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни)
Авторы
Зинченко Владимир Петрович
Аннотация
Как бы далеко не идти в глубь истории человечества, мы нигде не найдем человека без труда, сознания и языка. Это же верно для индивидуального развития человека. Автор статьи предлагает альтернативный взгляд на роль слова в детском развитии. Слово, рассматриваемое как внешняя форма, включает в свой состав в качестве своих внутренних форм действие и образ, и наоборот. Слово сопутствует человеку с момента рождения и до того, как проявиться во всей полноте своих внешних форм, оно проникает во внутренние формы движений, действий, образов, аффектов ребенка. Принятие ребенком слова происходит на уровне чувственного проникновения, а не понимания, в начале этого лежит интеллигибельная интуиция: ребенок понимает мир в смысле умения быть в нем. Младенец ждет слова так же, как ждет и ищет телесного контакта с матерью, он впитывает человеческое слово, и оно становится «семенным логосом», который практически сразу начинает прорастать. «Семенной логос» делает свою работу, итогом которой становится язык как культурное растение, вырастающее в плодотворной почве образов и действий, щедро орошаемой эмоциями. В возрасте около двух лет ребенок преодолевает трудности воплощения души в звуке, и слово, наконец, находит свою внешнюю форму. Этот процесс качественно отличается от окультуривания «натуральных», «низших» (в терминологии Л.С. Выготского) психологических функций. Автор убежден, что сфера культуры преобладает над природой ребенка, и высказывает сомнение, что у ребенка вообще имеются натуральные, низшие или примитивные психические функции. Слово изначально становится не только важнейшим жизненным фактом, но и актом духовным и культурным. Развитие ребенка начинается с образования духовного, символического слоя сознания, с «вершинной психологии», с конгениальности младенца высшим проявлениям человеческого духа. Человек с момента рождения входит в мир человеческой культуры. И с этого момента начинается не просто приобщение к культуре, а начинается его духовное и культурное развитие.
Ключевые слова
  • сознание
  • деятельность
  • культура
  • развитие
  • мысль
  • слово
  • образ
  • действие
  • аффект
  • внешняя и внутренняя форма
  • семенной логос
  • доопытное начало культурного развития
  • интеллигибельная интуиция
  • первичная интегральность
  • дифференциация душевной жизни
Библиография
  • Августин А. Исповедь. М., 1991.
  • Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1996-2003.
  • Бенвенуто С. Мечта Лакана. СПб., 2006.
  • Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М., 2003.
  • Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
  • Бибихин В.В. Мир. СПб., 2007.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. М., 1982-1984.
  • Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
  • Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  • Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  • Гордон В.М., Зинченко В.П. Структурно-функциональный анализ психической деятельности // Системные исследования. Ежегодник. М., 1978.
  • Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  • Завершнева Е.Ю. Путь к свободе (к публикации материалов из семейного архива Л.С. Выготского) // НЛО. 2007. № 85.
  • Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского (1912-1934): результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 1-2.
  • Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  • Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967.
  • Зинченко А.В. Ностальгия: диалог знания и памяти // Культурно-историческая психология. 2009 (в печати).
  • Зинченко В.П. Формирование ориентирующего образа в процессе выработки двигательного навыка // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М., 1958.
  • Зинченко В.П. Восприятие и действие. Сообщения I и II // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2, № 5.
  • Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971. № 6.
  • Зинченко В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. С. 133-146.
  • Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 140-149.
  • Зинченко В.П. Возможна ли поэтическая антропология? М., 1994.
  • Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000.
  • Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Точки. 2003. № 3-4. С. 127-169.
  • Зинченко В.П. Живое время и пространство в течении философско-поэтической мысли // Вопросы философии. 2005. № 5. С. 20-46.
  • Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 207-231.
  • Зинченко В.П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле cogito» // Когнитивный подход. М., 2008а.
  • Зинченко В.П. Ранние стадии культурного развития ребенка // Психологический журнал университета «Дубна». 2008б. № 1. [www.psyanima.ru]
  • Зинченко В.П. Шепот прежде губ, или Что предшествует эксплозии детского языка // Культурно-историческая психология. 2008в. № 2. С. 2-18.
  • Зинченко В.П. Надо ли преодолевать постулат непосредственности? // Вопросы психологии. 2009 (в печати).
  • Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.
  • Козинцев А.Г. Человек и смех. СПб., 2007.
  • Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Вопросы психологии. 1959. № 1.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1927.
  • Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
  • Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  • Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 110-119.
  • Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. М., 2006.
  • Тресмонтан К. Разум // Страницы. Журнал Библейско-богословского института св. апостола Андрея. 1996. № 4. С. 49-67.
  • Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996.
  • Ухтомский А.А. Лицо другого человека. СПб., 2008.
  • Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
  • Хайдеггер М. Исток художественного творчества. М., 2008.
  • Хольт Р. Образы: возвращение из изгнания // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971.
  • Чудинова Е.В. Развитие крика младенца // Журнал высшей нервной деятельности. 1986. Т. XXXVI. № 3. С. 441-449.
  • Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.
  • Шпет Г.Г. Философско-психологические труды. М., 2005.
  • Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. М., 2007.
  • Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  • Bion W.R. Learning from experience. L., 1962.
  • Messinger D.S., Fogel A., Dickson K.L. A dynamic system approach to infant facial action // The Psychology of Facial Expression / Ed. by J.A. Russell, J.M. Fernandes-Dols. Cambridge, 1997. Р. 205-226.
  • Trevarthen C. Early Attempts at Speech // Child, Alive / Ed. by R. Lewis. L., 1975.
Ссылка на эту статью
Зинченко В.П. Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития (от первичной интегральности к богатству душевной жизни) // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 1. С. 87-112.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии