О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 4
Раздел
Школа С.Л. Рубинштейна: история и судьба
Страницы
159-179
Тип
Научная статья
Заглавие
К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна
Авторы
Богданчиков Сергей Александрович
Аннотация
На основе изучения первоисточников и историографии вопроса в статье уточняются данные о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна на различных этапах ее развития – в 1930-е, 1940-е и 1950-е гг.
Ключевые слова
  • история психологии
  • историографический анализ
  • научная школа
  • советская психология
Библиография
  • Абульханова-Славская К.А. Проблемы жизни и творчества С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 5. С. 25-36.
  • Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.
  • Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 2002.
  • Арсеньев А.С. От субъекта к личности (полемика о творческой судьбе С.Л. Рубинштейна). Часть I // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 4. С. 99-137.
  • Артамонов В.И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М., 2003.
  • Барабанщиков В.А. О резервирующей функции историко-психологического познания // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2002. С. 223-243.
  • Богоявленская Д.Б. Уроки учителя // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. С. 318-322.
  • Брушлинский А.В. Школа С.Л. Рубинштейна: концепция деятельности и психического как процесса // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. М., 1988. С. 92-100.
  • Брушлинский А.В. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна // Философия не кончается... Из истории отечественной философии. XX век: в 2-х кн. Кн. I. 20-50-е гг. / Под ред. В.А. Лекторского. М., 1998. С. 612-629.
  • Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 89-95.
  • Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С. 5-13.
  • Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.; СПб., 2003.
  • Будилова Елена Александровна [Некролог] // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 166.
  • Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
  • Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для вузов. Изд. 7-е, испр. и доп. М., 2007.
  • Ждан А.Н. Методологические уроки С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 4. С. 69-82.
  • Ждан А.Н. Научные школы отечественной психологии в историческом освещении // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 г.: в 3-х тт. Т. 1. М.; Ростов н/Д, 2007. С. 362-363.
  • Звоницкая А.С. Психологический анализ связности речи в ее развитии у школьника // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 35. Л., 1941. С. 73-137.
  • История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6-ти тт. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  • К 70-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1959. № 3. С. 143-146.
  • К 75-летию со дня рождения Е.А. Будиловой // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 170.
  • К 60-летию со дня рождения Е.В. Шороховой // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 163.
  • К юбилею Л.И. Анцыферовой // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 153-157.
  • Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  • Комм А.Г. Реконструкция в воспроизведении (К вопросу о соотношении мышления и памяти) // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34. Л., 1940. С. 181-269.
  • Компанейский Б.Н. Изменение восприятия цвета на расстоянии // Труды Государственного института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. Т. IX. Л., 1939.
  • Компанейский Б.Н. Автоиндукция от полного светового потока // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XVIII. Л., 1939.
  • Компанейский Б.Н. Проблема константности восприятия цвета и формы вещей: докторская диссертация // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34. Л., 1940. С. 15-179.
  • Красильщикова Д.И. Реминисценция в воспроизведении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 34. Л., 1940. С. 271-340.
  • Ксения Александровна Абульханова-Славская // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 5. С. 113-115.
  • Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 35. Л., 1941. С. 21-72.
  • Мансуров Н.С. Порочный учебник // Литературная газета. 28 июня 1952 г. № 78. С. 2.
  • Мансуров Н.С. Против субъективизма в психологии // Диалектический материализм и современное естествознание. М., 1957.
  • Мансуров Н.С. Современная буржуазная психология (Критический очерк). М., 1962.
  • Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2008.
  • Носуленко В.Н. Антология «Рубинштейн сегодня» – результат совместных исследований российских и французских ученых // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 2. С. 130-133.
  • Няголова М. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна в контексте европейской гуманитаристики // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 20-26.
  • Овсепян Г.Т. Развитие наблюдения у ребенка // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XVIII. Л., 1939. С. 21-58.
  • Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. С.Л. Рубинштейн в педагогическом институте им. А.И. Герцена // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 103-113.
  • Пархоменко О.Г., Ронзин Д.В., Степанов А.А. С.Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 35-42.
  • Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М., 2000.
  • Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  • Рогинский Г.З. [Некролог] // Вопросы психологии. 1957. № 6. С. 185-186.
  • Роменец В.А. Научная, педагогическая и общественная деятельность С.Л. Рубинштейна на Украине // Методология и история психологии. Экономическая психология и психология хозяйственного управления. Тезисы докладов к VII Съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 81-82.
  • Роменец В.А. О научной, педагогической и общественной деятельности С.Л. Рубинштейна на Украине // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 103-113.
  • Россия нэповская / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002.
  • Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Ученые записки высшей школы г. Одессы. Т. 2. Одесса, 1922. С. 148-154.
  • Рубинштейн С.Л. Николай Николаевич Ланге [Некролог] // Народное просвещение. Одесса, 1922. № 6-10.
  • Рубинштейн С.Л. Предисловие редактора перевода // Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Харьков, 1923.
  • Рубинштейн С.Л. Основы психологии: пособие для высших педагогических учебных заведений. М., 1935.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  • Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
  • Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  • Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  • Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР: в 2-х тт. Т. 1. М., 1959. С. 315-356.
  • Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1976.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х тт. Т. 2. М., 1989.
  • Светлой памяти М.Н. Шардакова // Вопросы психологии. 1961. № 2. С. 190.
  • Селецкая Л.И. Тренировка функций цветоразличения // Вопросы организации и охраны труда. Рефераты и аннотации по работам института. Всесоюзный институт экономики, организации и оздоровления труда ВЦСПС. М., 1935.
  • Селецкая Л.И. Изменчивость зрительных функций различного психофизиологического уровня под влиянием вегетотропных раздражителей // Исследования по психологии восприятия / Отв. ред. С.Л. Рубинштейн. М., 1948. С. 385-422.
  • Селецкая Л.И. Упражняемость в различении цветов и форм боковыми частями сетчатки // Исследования по психологии восприятия / Отв. ред. С.Л. Рубинштейн. М., 1948. С. 423-431.
  • Семенова А.П. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнений: Образ и понятие // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XXXV. Л., 1941. С. 138-200.
  • Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.
  • Славская А.Н. Методологические особенности интеграции психологической науки в творчестве С.Л. Рубинштейна // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М., 2002. С. 122-133.
  • Славская А.Н. История создания научного труда «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы Международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М., 2006. С. 302-307.
  • Смирнов А.А. Развитие памяти // Психологическая наука в СССР. Т. I. М., 1959. С. 257-314.
  • Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  • Современная психология в капиталистических странах / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1963.
  • Соколов Е.Н. Вопросы психологии восприятия в свете павловского учения: дис. канд. философ. наук. М., 1950.
  • Соколов Е.Н. В аспирантуре у С.Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 307-310.
  • Сыркина В.Е. Психологический анализ понимания школьниками эмоционально-выразительных моментов речи // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XXXV. Л., 1941. С. 201-210.
  • Теплов Б.М., Шварц Л.М. Рецензия на книгу: С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии // Советская педагогика. 1941. № 7-8. С. 96-107.
  • Умрихин В.В. Ленинградский период творчества С.Л. Рубинштейна: формирование исследовательского коллектива научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. С. 113-128.
  • Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии / Под ред. П.Н. Федосеева и др. М., 1963.
  • Цуканов Б.И. Одесский период жизни С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 32-34.
  • Чеснокова А.Г. Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного к конкретному в психологической теории С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 4. С. 83-98.
  • Шабалин С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 18. Л., 1939. С. 59-105.
  • Шардаков М.Н. Повторение в обучении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. XIII. Л., 1938. С. 107-232.
  • Шардаков М.Н. Усвоение и сохранение в обучении // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Т. 36. Л., 1940.
  • Шеварев П.А. Исследования в области восприятий // Психологическая наука в СССР: в 2-х тт. Т. 1. М., 1959. С. 114-139.
  • Joravsky D. Russian psychology: a critical history. Oxford; Cambridge, MA, 1989.
  • Matthäus W. Sowjetische Denkpsychologie. Göttingen, 1988.
  • Payne T.R. S.L. Rubinstein and Philosophical Foundations of Soviet Psychology. Dordrecht, 1968.
  • Riegel K.F. Foundations of dialectical psychology. N.Y., 1979. [http://ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/nauchnye_s.html]
Ссылка на эту статью
Богданчиков С.А. К вопросу о персональном составе школы С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 4. С. 159-179.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии