О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3
Раздел
Как я понимаю методологию психологии
Страницы
9-24
Тип
Научная статья
Заглавие
Методология современной отечественной психологии
Авторы
Мазилов Владимир Александрович
Аннотация
В статье оценивается современное состояние философской методологии психологии в России, отмечается значительный рост интереса к ней в последнее время, акцентируются существующие методологические установки, подчеркивается конкретно-исторический характер методологических воззрений. В связи с этим рассматривается методология психологии советского периода российской истории и существующие ныне позиции по отношению к ней: радикальная, консервативная и умеренная. Дается авторское понимание методологии психологии и определяются ее основные характеристики. В качестве основных составляющих методологии психологии выделяются: когнитивная методология, коммуникативная методология и методология психологической практики. Предлагается интегративная когнитивная методология, в основании которой лежит модель соотношения теории и метода. Целью коммуникативной методологии полагается разработка теоретической модели, обеспечивающей соотнесение различных психологических концепций и осуществление на этой основе интеграции психологического знания. Фиксируется высокая значимость разработки методологии психологической практики. Анализируется ряд актуальных направлений исследований и разработок в области методологии психологии: системный подход, проблемы психологического факта, теории, закона, категориальной структуры, предмета, истории психологии и др.
Ключевые слова
  • психология
  • методология
  • собственная методология психологии
  • методологический либерализм
  • методологический плюрализм
  • методологическое знание
  • когнитивная методология
  • коммуникативная методология
  • методология психологической практики
  • теория и метод
  • соотнесение подходов и теорий
  • взаимопонимание
  • основания психологической практики
Библиография
  • Абульханова-Славская К.А. Методологический аспект проблемы субъективного // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 317-347.
  • Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  • Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.
  • Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  • Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 1. С. 86-99.
  • Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  • Волков И.П. Какая методология нужна отечественной психологии, кому и зачем? // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003.
  • Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии. 1997. № 4. С. 86-96.
  • Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М., 2005.
  • Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 98-134.
  • Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М.; Челябинск, 2002.
  • Карицкий И.Н. Теоретико-методологический анализ психологической практики // Теория и методология психологии: постнеклассичекая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2007. С. 223-246.
  • Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004.
  • Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 1. С. 5-19.
  • Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  • Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М., 2008.
  • Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М., 2005.
  • Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 92-100.
  • Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль, 1998.
  • Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века. Ярославль, 2001.
  • Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль, 2007.
  • Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность. Ярославль, 2007.
  • Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  • Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как неопосредствованное познание // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Вып. 1. С. 164-189.
  • Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 3-17.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  • Поваренков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в психологии. М., 2004. С. 365-384.
  • Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988.
  • Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 276-291.
  • Спиркин А.Г., Юдин Э.Г., Ярошевский М.Г. Методология // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 359-360.
  • Теория и методология психологии: постнеклассичекая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2007. С. 223-246.
  • Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. М., 2002.
  • Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3-19.
  • Юревич А.В. Методы интеграции психологического знания // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии. Ярославль, 2005. С. 377-397.
  • Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
  • Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Минск, 2005.
Ссылка на эту статью
Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 9-24.

| Версия для печати |
© 2022 Методология и история психологии