О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Богданчиков С.А. Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 2
Раздел
История отечественной психологии
Страницы
33-50
Тип
Научная статья
Заглавие
Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении
Авторы
Аннотация
В статье предпринимается попытка в первом приближении дать целостную характеристику школе Г.И. Челпанова. С этой целью в развитии школы выделяются три периода – начальный (1897-1912), основной (1912-1923) и заключительный (1924-1931), на каждом из которых описываются особенности функционирования школы, наиболее важные события и достижения. Выдвигается и обосновывается тезис о значимости школы Г.И. Челпанова в истории отечественной психологии не только как научно-образовательного, но и научно-исследовательского центра. Делается вывод, что разносторонняя деятельность Г.И. Челпанова как организатора и лидера одной из крупнейших школ в истории отечественной психологии и в настоящее время может служить образцом в деле поиска путей и форм обеспечения дальнейшего прогресса российской психологической науки.
Ключевые слова
  • история психологии в России
  • школа Г.И. Челпанова (в психологии)
  • советская психология
  • научная школа (школа в науке)
Библиография
  • Антология феноменологической философии в России. Т. I / Сост., общ. ред., предисловие и комментарии И.М. Чубарова. М., 1997.
  • Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
  • Блонский П.П. Память и мышление. М.-Л., 1935.
  • Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.
  • Богданчиков С.А. История проблемы «психология и марксизм» (Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х гг.): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  • Богданчиков С.А. Неизвестный Г.И. Челпанов // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 27-35.
  • Богданчиков С.А. Почему был уволен Г.И. Челпанов? (Историография одного факта) // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 85-96.
  • Богданчиков С.А. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в 1923-1927 гг.: схема и факты // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 123-131.
  • Богданчиков С.А. Научно-организационная деятельность Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 126-135.
  • Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х гг. Саратов, 2000.
  • Богданчиков С.А. К характеристике отечественной общей психологии 1920-х гг. // Материалы Пятнадцатых Страховских чтений. Труды психологической лаборатории: Сборник научных трудов / Под ред. В.И. Страхова. Саратов, 2006. С. 46-58.
  • Богданчиков С.А. Основные направления и течения в отечественной психологии 1920-х гг. // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 2. С. 21-30.
  • Богданчиков С.А. Отечественная идеалистическая психология 1920-х гг. // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 152-160.
  • Богданчиков С.А. От Л.С. Выготского к Г.И. Челпанову и обратно // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 68-78.
  • Богданчиков С.А. Советская психология накануне 1936 года // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 156-164.
  • Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Изд. 1917 г.
  • Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве 1891-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916.
  • Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И. Челпанове // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 84-96.
  • Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000.
  • Давыдов В.В., Зинченко В.П. Теоретические основы научной школы Выготского-Леонтьева-Лурия // Психология. Минск, 1990. № 10. С. 3-15.
  • Дубровина Л.А. Г.И. Челпанов и его вклад в психологическую науку: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  • Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 117-127.
  • Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х тт. Л., 1991.
  • Зинченко В.П. Последнее интервью А.Н. Леонтьева // Наука в СССР. 1989. № 5. С. 85-90.
  • К 100-летию со дня рождения П.И. Зинченко // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 128-129.
  • Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6.06.1931 г.) // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 1. С. 1-12.
  • Кингсбери Д. Психоисторический кризис: фантастический роман. М., 2005.
  • Корнилов К.Н. Воззрения современных механистов на закон сохранения энергии и психику // Психология. 1929. Т. 2. Вып. 1. С. 3-15.
  • Кравков С.В. Самонаблюдение. М., 1922.
  • Кравков С.В. Внушение (психология и педагогика внушения). М., 1924.
  • Кравков С.В. Очерк психологии. М., 1925.
  • Ладенко И.С. Становление и развитие идей генетической логики // Вопросы методологии. 1991. № 3. С. 7-12.
  • Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
  • Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. М., 2006.
  • Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М., 1990.
  • Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.
  • Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Неизвестные страницы творчества Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 99-106.
  • Общий Устав Императорских Российских Университетов // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1884. № 9. С. 27-61.
  • Окунь М. Механистические комментарии к диалектической критике // Под знаменем марксизма. 1928. № 7-8. С. 48-63.
  • Окунь М. О духе марксизма и о букве его // Вестник Коммунистической Академии. 1928. № 26 (2). С. 113-124.
  • Оников В.И. Критический анализ философии Г.И. Челпанова: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983.
  • Первая этнопсихологическая лаборатория в России: Г. Шпет, В. Поржезинский, Г. Челпанов. Докладная записка об учреждении кабинета этнической и социальной психологии (1 февраля 1920 г.) // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 159-160.
  • Письма к Густаву Шпету Г.И. Челпанова, Л.И. Шестова, Б.В. Яковенко, Р.О. Якобсона и др. / Публикация, предисловие и комментарии И. Чубарова // Логос. 1992. № 3. С. 243-263.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  • Проблема научной школы в психологии [редакционная статья] // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 3-4.
  • Протокол заседания Совета Императорского Университета св. Владимира. 27 марта 1898 г. // Университетские Известия. 1899. № 6. С. 1-14.
  • Психологические исследования / Под ред. Г.И. Челпанова // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел историко-филологический. Выпуск 43-й. М., 1914. С. 1-327. (Труды Психологического Института имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском Университете. Том 1. Вып. 1-2).
  • Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; сост. Л.А. Карпенко. М., 1990.
  • Радзиховский Л.А. Г.И. Челпанов – организатор Психологического института // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 47-60.
  • Роменец В.А., Маноха И.П., Бреусенко А.А. Г.И. Челпанов: период профессорства в университете св. Владимира (г. Киев). 1892-1907 гг. К., 2000.
  • Самсонов Н.В. Рецензия на книгу: Статьи по философии и психологии. Юбилейный сборник Г.И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве (1891-1916). М., 1916 // Психологическое обозрение. Т. 1. № 3-4. М., 1917. С. 577-583.
  • Сироткина И.Е. От реакции к живому движению: Н.А. Бернштейн в Психологическом институте двадцатых годов // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 16-27.
  • Степанов И. Диалектический материализм и деборинская школа. М.-Л., 1928.
  • Тахо-Годи А.А. Лосев. М., 1997.
  • Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991.
  • Ульрих В. Вчера и сегодня проф. Г.И. Челпанова // Ленинградская правда. 1928. № 231. 4 октября. С. 3.
  • Ульрих В. Проф. Г.Г. Шпет (выборы новых академиков) // Ленинградская правда. 1928. № 242. 17 октября. С. 3.
  • Умрихин В.В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 17-26.
  • Умрихин В.В. «Храм психологической науки» в драмах российской истории // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 3-15.
  • Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 5-14.
  • Умрихин В.В. Г.И. Челпанов и его школа // Психология в Московском университете: 1755-2005 / Научн. ред. А.Н. Ждан. М., 2007. С. 97-114.
  • Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. М., 2005.
  • Франкфурт Ю.В. Механистический «дух» ревизует психологические взгляды основоположников марксизма // Вестник Коммунистической Академии. 1928. № 26 (2). С. 125-139.
  • Челпанов Г.И. О положении психологии в русских университетах // Вопросы философии и психологии. 1912. Октябрь.
  • Челпанов Г.И. Отчет о деятельности Психологической Семинарии при Университете св. Владимира за 1897-1902 годы // Труды Психологической Семинарии при Университете св. Владимира. Философские исследования, обозрения и проч. 1904. Т. 1. Вып. 1. С. 1-11.
  • Челпанов Г.И. Отчет о деятельности Психологической семинарии при Университете св. Владимира за 1902-1906 годы // Университетские Известия. 1907. № 3. С. 1-11.
  • Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности: в 2-х ч. Киев, 1896-1904. Ч. I. Представление пространства с точки зрения психологии. Киев, 1896; Ч. II. Представление пространства с точки зрения гносеологии. Киев, 1904.
  • Челпанов Г.И. Сборник статей (Психология и школа). М., 1912.
  • (Челпанов Г.И.) Отчет о деятельности Психологического Семинария при Московском Университете за 1907-1913 годы // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел Историко-филологический. Вып. 43. Труды Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Психологические исследования / Под ред. Г.И. Челпанова. Т. 1. Вып. 1-2. М., 1914. С. 299-327.
  • Челпанов Г.И. Психологический институт при Московском университете // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел Историко-филологический. Вып. 43. Труды Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Психологические исследования / Под ред. Г.И. Челпанова. Т. 1. Вып. 1-2. М., 1914. С. 273-298.
  • Челпанов Г.И. Об аналитическом методе в психологии // Психологическое обозрение. 1917. Т. 1. № 1. С. 3-17; 1917. Т. 1. № 3-4. С. 451-468.
  • Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1924.
  • Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.
  • Челпанов Г.И. Биологическая точка зрения в психологии // Неврология, невропатология, психология, психиатрия: Сборник, посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г.И. Россолимо. 1884-1924. М., 1925. С. 207-217.
  • Челпанов Г.И. Объективная психология в России и Америке (Рефлексология и психология поведения). М., 1925.
  • Челпанов Г.И. Психология и марксизм. 2-е изд. М., 1925.
  • Челпанов Г.И. Очерки психологии. М.-Л., 1926.
  • Челпанов Г.И. Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926.
  • Челпанов Г.И. Социальная психология или «условные рефлексы»? М.-Л., 1926.
  • Челпанов Г.И. Спинозизм и материализм. Итоги полемики о марксизме в психологии. М., 1927.
  • Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.-Воронеж, 1999.
  • Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  • Эфрусси П.О. Успехи психологии в России. Пг., 1925.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 7-97.
  • Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8-12.
Ссылка на эту статью
Богданчиков С.А. Сквозь время: школа Г.И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 2. С. 33-50.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии