Методология и история психологии
Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1
Раздел
Проблема объяснения в истории психологии
Страницы
47-57
Тип
Научная статья
Заглавие
Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий
Авторы
Аннотация
Объяснение и понимание в истории психологии были противопоставлены друг другу, как две линии, два различных принципа методологической организации самой психологии. В частности, В. Дильтей сознательно и последовательно противопоставлял «понимание» рациональным (конструктивным) функциям, и в этом отношении «объяснению». Для этой линии особенность «понимания» в том, что оно сохраняет и выражает переживание связи и связности, т.е. само является в той или иной степени переживанием («постижением»). Продуктивно исходить из идеи взаимодополнительности в психологии понимания и объяснения и из уместности каждого из соответствующих типов постижения и познания в разных психологических предметах и дисциплинах. В свете знаково-семиотической трактовки знания и сознания тезис В. Дильтея о приоритете понимания над объяснением впервые получает реальное обоснование. Выдвижение на первый план «понимания» означает смену приоритетной парадигматики – переход от системы координат «человек – объяснение – природа» к системе «человек – понимание – культура». Оно позволяет выделять, с одной стороны, виды понимания, основанные на объяснении, – объясняющее понимание, а с другой, виды объяснения, основанные на понимании, – понимающее объяснение.
Ключевые слова
  • описательная психология
  • объяснительная психология
  • понимание
  • объяснение
  • сознание
  • переживание
  • данность
  • мышление
  • логика
  • смысл
  • знак
  • герменевтика
Библиография
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982.
  • Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии. Сб. 1: Философия и ее проблемы. СПб., 1912.
  • Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996.
  • Дильтей В. Введение в науки о духе: опыт полагания основ для изучения общества и истории // Дильтей В. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2000.
  • Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, 2005.
  • Кассирер Э. Что такое человек? // Проблемы человека в западной философии. М., 1988.
  • Мазилов В.А. Пятая психология // Проблемы психологии и эргономики. 1999. № 1.
  • Миль Дж.С. Система логики. М., 1900.
  • Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
  • Розин В.М. Методологические соображения о путях преодоления кризиса в современной психологии // Кентавр. 1994. № 1.
  • Фресс П., Пиаже Ж. (ред.) Экспериментальная психология. Вып. 1-2. М., 1966.
  • Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
  • Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2005.
Ссылка на эту статью
Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. С. 47-57.