Методология и история психологии
Ахутина Т.В. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4
Раздел
Школа Л.С. Выготского: традиции и современность
Страницы
57-68
Тип
Научная статья
Заглавие
Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии
Авторы
Ахутина Татьяна Васильевна
Аннотация
Статья посвящена роли Л.С. Выготского в создании теории и методов нейропсихологической диагностики, реабилитации и коррекции. Излагаются предложенные Л.С. Выготским и освоенные современной наукой принципы нейропсихологии, его подход к проблемам локализации и организации диагностики. Использование идей Л.С. Выготского в диагностике и коррекции раскрывается на примере детской нейропсихологии.
Ключевые слова
  • Л.С. Выготский
  • нейропсихология
  • высшие психические функции (ВПФ)
  • диагностика ВПФ
  • реабилитация ВПФ
  • детская нейропсихология
  • нейропсихологическая коррекция
Библиография
  • Ахутина Т.В. Культурно-исторические и естественно-научные основы нейропсихологии // Психологический журнал. 2004. № 4. С. 20-27.
  • Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 83-98.
  • Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». 1996. № 2. С. 51-58.
  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А.Р. Лурия и психология XXI века. Доклады Второй Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия / Под ред. Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман. М., 2003. С. 181-189.
  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Детская нейропсихология: преодоление трудностей учения. Учебное пособие. (В печати.)
  • Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 82-92.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 1. М., 1982.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 3. М., 1983.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 4. М., 1984.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 5. М., 1983.
  • Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 404-418.
  • Выготский Л.С. Письма к ученикам и соратникам // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». 2004. № 3. С. 3-40.
  • Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 5. М., 2006. С. 9-33.
  • Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М., 1969.
  • Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  • Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
  • Лурия А.Р. Л.С. Выготский и проблема локализации функций // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 55-61.
  • Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  • Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». 1995. № 3.
  • Пылаева Н.М. Применение методики «Сортировка цветных фигур» в коррекционно-развивающем обучении // Школа здоровья. 1999. № 1. С. 109-112.
  • Пылаева Н.М. Нейропсихологические методы развития функций программирования и контроля // Школа здоровья. 2002. № 4. С. 36-43.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 1997.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школа здоровья. 1999. № 2. С. 65-71.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика «Сложи фигуру» в диагностике и коррекции зрительно-пространственных трудностей // Школа здоровья. 2000. № 3. С. 26-30.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Развитие зрительно-вербальных функций у дошкольников. Учебное пособие. (В печати.)
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.
  • Семенович А.В. (ред.) Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  • Симерницкая Э.Г., Матюгин И.Ю. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости. М., 1991.
  • Хомская Е.Д. Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 72-83.
  • Цветкова Л.С. Нарушение конструктивной деятельности при поражениях лобных и теменно-затылочных отделов мозга // Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской. М., 1966.
  • Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
  • Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2001.
  • Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: В поисках новой психологии. СПб., 1993.
  • Alfano D.P., Finlayson M.A.J. Clinical Neropsychology in Rehabilitation // Clinical Neuropsychologist. 1987. N 1. P. 105-123.
  • Haywood H.C., Lidz C.S. Dynamic Assessment in Practice: Clinical and Educational Applications. Cambridge University Press, 2007.
  • Johnson M.H. Developmental cognitive neuroscience: an introduction. Cambridge, Oxford, 1997.
  • Kirk S. Education of exeptional children. Boston, 1972.
  • Lidz C., Elliott J. (Eds.) Dynamic Assessment: Prevailing Models and Applications // Advances in Cognition and Educational Practice. V. 6. Elsevier Science Inc., 2000.
  • Lyon G.R., Moats L., Flynn J.M. From assessment to treatment. Linkage to interventions with children // Assessment issues in child neuropsychology / Ed. by M.G. Tramontana, S.R. Hooper. N.Y., 1988. P. 113-144.
  • Reitan R.M. REHABIT – Reitan evaluation of hemispheric abilities and brain improvement training. Tucson, 1980.
  • Rourke B.P., Bakker D., Fiske J.L., Strang J.D. Child neuropsychology: An introduction to theory, research, and clinical practice. N.Y., 1983.
  • Thal D., Marchman V., Stiles J., Aram D., Trauner D., Nass R., Bates E. Early lexical development in children with focal brain injury // Brain and Language. 1991. N 40 (4). P. 491-527.
  • Tzuriel D. Dynamic Assessment of Young Children. Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2001.
  • Ylvisaker M. Context-sensitive cognitive rehabilitation after brain injury: Theory and practice // Brain Impairment. 2003. V. 4. N 1. P. 1-16.
Ссылка на эту статью
Ахутина Т.В. Роль Л.С. Выготского в развитии нейропсихологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. С. 57-68.