О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Гусельцева М.С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3
Раздел
Прогресс психологии
Страницы
107-119
Тип
Научная статья
Заглавие
Понятие прогресса и модели развития психологической науки
Авторы
Гусельцева Марина Сергеевна
Аннотация
В статье анализируется понятие «прогресс» и критерии прогресса в развитии психологии и гуманитарных наук. Автор доказывает, что прогресс в психологии связан с типами научной рациональности, которые образуют следующие стадии в развитии психологии: допарадигмальная стадия, когда психология развивалась в русле философии; стадия классической рациональности, которая связана с появлением психологии как самостоятельной научной дисциплины и представлена классической психологией (эта стадия заканчивается с появлением так называемого «периода открытого кризиса»); стадия неклассической рациональности, на которой происходил расцвет психологических школ ХХ века, характеризующихся вариативностью научных подходов; стадия постнеклассической рациональности (эта современная стадия характеризуется критическим рационализмом в научной рефлексии, междисциплинарным дискурсом и ориентацией научного познания на сетевой принцип организации и герменевтику).
Ключевые слова
  • прогресс психологии
  • парадигмы
  • тип рациональности
  • постнеклассическая рациональность
  • сетевой подход
Библиография
  • Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
  • Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002.
  • Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
  • Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  • Гваттари Ф., Делез Ж. Трактат о номадологии // Новый круг. 1992. № 2. С. 183-187.
  • Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997. С. 115-138.
  • Гренье Ж.И. Размышления о «критическом повороте» // Одиссей. Человек в истории / Под ред. А.Я. Гуревича. М., 2005. С. 138-151.
  • Гуревич А.Я. История историка. М., 2004.
  • Гусельцева М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии // Психологический журнал. 2005. № 6. С. 5-15.
  • Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы научной рациональности // Вопросы психологии. 2006. № 1. С. 3-15.
  • Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы. М., 2007 (в печати).
  • Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
  • Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Пг., 1922.
  • Ланге Н.Н. Психический мир. М.-Воронеж, 1996.
  • Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.
  • Марцинковская Т.Д. Российская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994.
  • Мясоед П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 3-18.
  • Пушкарева Н.Л. Предмет и методы «истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. № 5. С. 3-19.
  • Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  • Сантаяна Дж. Прогресс в философии // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 124-131.
  • Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. Минск, 1999.
  • Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М., 2000.
  • Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  • Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб., 2001.
  • Ярошевский М.Г. Историческая психология науки. СПб., 1995.
  • Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 118-127.
  • Ястребицкая А.Л. Повседневность и материальная культура средневековья // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 84-102.
Ссылка на эту статью
Гусельцева М.С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 3. С. 107-119.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии