О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1
Раздел
Многообразие подходов к определению предмета психологии
Страницы
160-173
Тип
Научная статья
Заглавие
О концепции предмета психологической науки
Авторы
Мироненко Ирина Анатольевна
Аннотация
В своем видении проблемы разработки концепции предмета психологии автор исходит из необходимости решения двух основных задач, существенных для современного этапа развития психологии: 1) интеграции направлений и школ в структуре единой мультипарадигмальной психологической науки и 2) сохранения психологией статуса науки, что требует размежевания с вненаучными формами психологического познания. Определение предмета психологии должно быть достаточно широким и не должно основываться на постулатах, принятых в одной из школ и для других неприемлемых. Таким определением может быть только эмпирическое определение, отражающее феноменологию общего предмета исследования, объединяющего различные по теоретическому его осмыслению школы. Разработка концепции предмета психологической науки сегодня должна идти в направлении осмысления и уточнения феноменологии психической реальности. Необходимо в разработке концепции предмета психологии перейти от споров о том, какое из предлагаемых определений является наиболее истинным, обоснованным, к обсуждению соответствия предлагаемых эмпирических описаний критериям научности.
Ключевые слова
  • предмет психологии
  • душа
  • психика
  • психические явления
  • интеграция психологической науки
Библиография
  • Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.
  • Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. Л., 1974.
  • Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998.
  • Волков И.П. Слово о душе, необходимое для развития отечественной психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004.
  • Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений. Т. 1. М., 1982.
  • Зацепин В.И. О регуманизации психологии: генеральный предмет интегральной психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004.
  • Зинченко В.П. Духовный организм и его функциональные органы // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004.
  • Карицкий И.Н. Методологические основания определения предмета психологии: сущность психического // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004.
  • Козлов В.В. Седьмая волна в развитии психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004.
  • Мазилов В.А. Научная психология: проблема предмета // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004.
  • Мироненко И.А. Отечественная биосоциальная теория в контексте интеграции психологического знания. Дис. д-ра. психол. наук. СПб., 2004.
  • Михайлов Г. Наша душа. СПб., 2005.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1996.
  • Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. М., 2000.
  • Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001.
  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. № 2.
  • Юревич А.В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту // Препринт WP6/2004/02. Серия WP6. М., 2004.
  • Юревич А.В. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психологический журнал. 2005. № 1.
  • Ярошевский М.Г. Новаторство И.М. Сеченова: историческая реальность или «сталинская фикция» // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 87-98.
Ссылка на эту статью
Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1. С. 160-173.

| Версия для печати |
© 2022 Методология и история психологии