Михаил Яновский писал(а):Антон, спасибо!
А в Ваших "закромах" может еще и "Самонаблюдение" Кравкова найдется?..
Михаил Яновский писал(а):Любопытно, что есть определенная аналогия между проблемой самонаблюдения и проблемой взаимодействия анализаторов, которой занимался Кравков ("как пение влияет на зрение" - шутка кравковских недоброжелателей). И та и другая проблема - это проблема - как возможно взаимодействие пространств? Ведь, допустим, зрение "упаковывает" мир в одну систему координат, т.е. некоторое пространство, слух - в совсем другую систему координат, даже иначе устроенную. Но самонаблюдение - это тоже взаимодействие двух пространств: пространство, в котором проявляется и "живет" психический феномен, и пространство субъекта-наблюдателя. Самонаблюдение возможно в меру того, насколько решается эта задача - наведение моста между двумя пространствами.
Наверняка у математиков есть по этому поводу какие-нибудь модели.
Виталий Евгеньевич Клочко писал(а):Уважаемые Ната и Михаил! Слежу за вашей полемикой с интересом, но все время выпадаю из контекста, поскольку вы, кажется, уже пришли к взаимному пониманию того, что есть «реальность», и потому легко переходите к «планам реальности», «моделям реальности», «координатам», «полям» и «пространствам». А я не могу выделить сущность понятия, которое вы используете. Определений реальности слишком много. Я последовательно ввожу в контекст полемики доступные мне, но они тут же опровергаются самим ходом ваших рассуждений. Не могли бы вы пояснить, что вкладывается вами в понятие «реальность»?
Илья Евгеньевич Гарбер писал(а):Разрешите и мне добавить несколько слов А.А. Брудного в дискуссию о взаимодействии пространств: "Время живет в людях, а не только люди во времени".
Пересмотр понятий (психологического) пространства и (психологического) времени мне представляется необходимым в теоретическом плане для создания приемлемой психологической картины мира. Нынешняя, несмотря на усилия К. Левина, А. Кроника и др. уважаемых коллег, способствует застою психологической мысли и отставанию от других наук.
Илья Евгеньевич Гарбер писал(а):Разрешите и мне добавить несколько слов А.А. Брудного в дискуссию о взаимодействии пространств: "Время живет в людях, а не только люди во времени".
Пересмотр понятий (психологического) пространства и (психологического) времени мне представляется необходимым в теоретическом плане для создания приемлемой психологической картины мира. Нынешняя, несмотря на усилия К. Левина, А. Кроника и др. уважаемых коллег, способствует застою психологической мысли и отставанию от других наук.
Игорь Николаевич Карицкий писал(а):Илья Евгеньевич Гарбер писал(а):Разрешите и мне добавить несколько слов А.А. Брудного в дискуссию о взаимодействии пространств: "Время живет в людях, а не только люди во времени".
Пересмотр понятий (психологического) пространства и (психологического) времени мне представляется необходимым в теоретическом плане для создания приемлемой психологической картины мира. Нынешняя, несмотря на усилия К. Левина, А. Кроника и др. уважаемых коллег, способствует застою психологической мысли и отставанию от других наук.
Илья Евгеньевич, могли бы Вы уточнить Вашу позицию и развить Ваше понимание психологических пространства и времени.
И, в частности, хочу Вас спросить, как Вы относитесь к работам Д.Г.Элькина, Б.И.Цуканова, В.В.Рыбалки по психологии времени?
Илья Евгеньевич Гарбер писал(а):Игорь Николаевич Карицкий писал(а):Илья Евгеньевич, могли бы Вы уточнить Вашу позицию и развить Ваше понимание психологических пространства и времени.
И, в частности, хочу Вас спросить, как Вы относитесь к работам Д.Г.Элькина...
... Работ по психологии времени огромное количество, а я не являюсь экспертом в данной области. Работы указанных Вами авторов мне незнакомы.
NataBuz писал(а): ... что вы думаете про геометризацию мира у Анри Бергсона?
NataBuz писал(а): "прямой, «без-модельный» контакт с реальностью" – это то, о чем Кучеренко-Петренко в своей статье "Медитация как неопосредствованное познание"? Только есть статьи получше, у оккультистов и эзотериков
NataBuz писал(а): Никогда не думала, что пространство – это пустота. Ведь По Эйнштейну, Пуанкаре и прочим пустота-время некий континуум, который явно есть какое-то присутствие чего-то: скажем физического вакуума…
NataBuz писал(а):У Декарта ноль – это только место пересечения линий (координат), раз уж мы их решили пересечь Удобнее ноль, но могли пересечь и в условных точках +10, -7, +25.
NataBuz писал(а):Виталий Евгеньевич Клочко писал(а):Уважаемые Ната и Михаил! Слежу за вашей полемикой с интересом, но все время выпадаю из контекста, поскольку вы, кажется, уже пришли к взаимному пониманию того, что есть «реальность», и потому легко переходите к «планам реальности», «моделям реальности», «координатам», «полям» и «пространствам». А я не могу выделить сущность понятия, которое вы используете. Определений реальности слишком много. Я последовательно ввожу в контекст полемики доступные мне, но они тут же опровергаются самим ходом ваших рассуждений. Не могли бы вы пояснить, что вкладывается вами в понятие «реальность»?
Виталий Евгеньевич но реальность она же есть. С этим то ничего не поделаешь. Понятно кстати что понятий реальности много, каждый выдумавыет свое Для первобытного реальность была, что видел А для изощренного современного ума реальностей много Либо этим словом пользуемся интуитивно, либо уточняем, а это нас далекоо завидет
NataBuz писал(а):Уважаемый Михаил Иллюзия есть. Это тоже реальность?
Виталий Евгеньевич Клочко писал(а):Уважаемые Ната и Михаил! Слежу за вашей полемикой с интересом, но все время выпадаю из контекста, поскольку вы, кажется, уже пришли к взаимному пониманию того, что есть «реальность», и потому легко переходите к «планам реальности», «моделям реальности», «координатам», «полям» и «пространствам». А я не могу выделить сущность понятия, которое вы используете. Определений реальности слишком много. Я последовательно ввожу в контекст полемики доступные мне, но они тут же опровергаются самим ходом ваших рассуждений. Не могли бы вы пояснить, что вкладывается вами в понятие «реальность»?
NataBuz писал(а):Виталий Евгеньевич Клочко писал(а):Уважаемые Ната и Михаил! Слежу за вашей полемикой с интересом, но все время выпадаю из контекста, поскольку вы, кажется, уже пришли к взаимному пониманию того, что есть «реальность», и потому легко переходите к «планам реальности», «моделям реальности», «координатам», «полям» и «пространствам». А я не могу выделить сущность понятия, которое вы используете. Определений реальности слишком много. Я последовательно ввожу в контекст полемики доступные мне, но они тут же опровергаются самим ходом ваших рассуждений. Не могли бы вы пояснить, что вкладывается вами в понятие «реальность»?
Виталий Евгеньевич но реальность она же есть. С этим то ничего не поделаешь. Понятно кстати что понятий реальности много, каждый выдумавыет свое Для первобытного реальность была, что видел А для изощренного современного ума реальностей много Либо этим словом пользуемся интуитивно, либо уточняем, а это нас далекоо завидет
Никита Ярославцев писал(а):NataBuz писал(а):Виталий Евгеньевич Клочко писал(а):Уважаемые Ната и Михаил! Слежу за вашей полемикой с интересом, но все время выпадаю из контекста, поскольку вы, кажется, уже пришли к взаимному пониманию того, что есть «реальность», и потому легко переходите к «планам реальности», «моделям реальности», «координатам», «полям» и «пространствам». А я не могу выделить сущность понятия, которое вы используете. Определений реальности слишком много. Я последовательно ввожу в контекст полемики доступные мне, но они тут же опровергаются самим ходом ваших рассуждений. Не могли бы вы пояснить, что вкладывается вами в понятие «реальность»?
Виталий Евгеньевич но реальность она же есть. С этим то ничего не поделаешь. Понятно кстати что понятий реальности много, каждый выдумавыет свое Для первобытного реальность была, что видел А для изощренного современного ума реальностей много Либо этим словом пользуемся интуитивно, либо уточняем, а это нас далекоо завидет
А откуда возникает это ваше интуитивное знание того, что такое реальность?
Никита Ярославцев писал(а):А откуда возникает это ваше интуитивное знание того, что такое реальность?
Игорь Николаевич Карицкий писал(а): Мы не можем выйти из самих себя, выскользнуть из скорлупы (лучше сказать: поля) собственных восприятий, куда бы мы не поглядели, во что бы мы не вслушались, о чем бы мы не подумали – это все мы сами, в продлении своих собственных смыслов и интенций, образов, восприятий, ощущений. Весь мир мы несем с собой. Другие – тоже наши образы и наши смыслы, с которыми (другими) мы как-то согласовали часть наших представлений и действий (обычно путем проб и ошибок).
<<…логически мы можем предполагать разные взаимосвязи "Я" и его образов. Кант, например, в отношении трансцендентального субъекта говорит, что он порождает объект (т.е. образы), объект есть его представление, а в отношении эмпирического субъекта говорит, что тот принимает мир, как существующий вне его, т.е. образы субъекта есть образы мира, объект существует вне субъекта. Но это логические возможности, а не доказательства.»
Помимо этих двух возможностей:
1) мир порожден "Я", в том смысле, что мир есть только субъективные образы;
2) в образах "Я" отражен объективный мир;
– логически существуют и другие:
3) например, что мое "Я" есть выделенность в континууме, взаимосвязанная с этим континуумом и с другими выделенностями, другими "Я"…
Первые две возможности не особенно интересны, и, как Вы (Клочко) говорите, принадлежат бинарному мышлению: либо одно, либо другое.
Хотя и в рамках третьей возможности логически существуют разные варианты ее развертывания, для простоты рассмотрим только одну и довольно обобщенно…>>
-«… развитие духа есть не что иное, как возвышение самого себя до своей собственной истинности, и так называемые силы души никакого другого смысла и не имеют, как только тот, чтобы быть ступенями этого возвышения духа…»
Вы используете в качестве исходной имплицитной предпосылки существование объективной реальности …
Что касается интуиции. Вы бы сначала объяснили, что это такое. Обычно под интуицией понимают сокращенное умозаключение, в котором представлены только начало и конец, а средняя часть для сознания опущена … Поскольку вы его сейчас используете как основополагающее, то объясните его содержание …
... о "погружении сознания вглубь познаваемого". Что Вы понимаете под глубиной и каковы операциональные критерии глубины?
непонятно, почему "Я" это точка?
Что касается слова "субъект" у Канта. Он его употребляет, прежде всего, в двух разных значениях: логическом – как часть суждения, которой приписывается некий предикат; и онтологическом – как синоним "Я", души, сознания. Непонятно при этом, почему Вы логическое понятие субъекта считаете условным …
«Данность чего-либо субъекту является объектом. Кант исследует две возможности порождения объекта: 1) объект порождается самим субъектом, т.е. обусловлен им в онтологическом смысле»
«и 2) субъект познает объект как независимый от себя»
Вернуться в Обсуждение материалов журнала
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0