Люк РҐ. Р., Роте Рњ.
Общая психология – область науки без истории?
Страница статьи | PDF
Р’ данной статье представлен анализ истории формирования Рё изменения предмета общей психологии РІ немецком языковом пространстве. Рдея такой научной области возникает уже РІ конце 18 века, связана СЃ появлением психологии как самостоятельной науки, радикально развивается РІ 40‑х годах 20 века Рё продолжает СЃРІРѕСЋ эволюцию РІРѕ 2‑й половине 20 века. Подробнее рассмотрены первые работы, послужившие РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ самостоятельной области общей психологии, – физиологическая психология Р’. Вундта, персоналистическая теория Р’. Штерна. Общая психология является неоспариваемой частью психологии, однако ее область Рё предмет понимаются весьма неоднозначно. Парадоксально, РЅРѕ это область без истории или, РїРѕ крайней мере, СЃ забытой историей, Рё РїСЂРё этом отдельные темы (восприятие, память, язык) имеют длинную Рё интересную историю. Ссылки РЅР° общую психологию встречаются раньше, чем была выделена эта область психологии. Становление Рё современное состояние понятия общая психология рассматриваются через соотношение понятий Allgemeine Psychologie (нем.) Рё General Psychology (англ.), общая, специальная, теоретическая, практическая, прикладная, экспериментальная, когнитивная психология. Обособление этой области РѕС‚ прикладной психологии ограничивает общую психологию «средними», «нормальными», «здоровыми» людьми СЃ «типичными» чертами Рё проявлениями, то есть рассматривает (1) универсальные закономерности (2) психических функций, которые можно (3) исследовать экспериментальными методами. Выделение общей психологии как области может быть связано СЃ выделением психологии как профессии Рё введением учебного плана Рё РїРѕСЂСЏРґРєР° выдачи дипломов РїРѕ специальности, что означало повышение статуса психологического образования. Появилось понятие дипломированный психолог. Наряду СЃ дополнительным психологическим образованием РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ философского, педагогического, медицинского или инженерного, РІ 40‑е РіРѕРґС‹ 20 века РІ Германии РїРѕ инициативе Немецкого психологического общества возникло психологическое образование, построенное РЅР° обучении основам (то есть базовое, общее). Положение общей психологии РІ учебном плане РІ начале обучения РїРѕ психологической специальности имеет РґРІРµ причины: дидактическую Рё онтологическую. Р’ послевоенное время образование РІ области психологии после некоторых РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёР№ сохранилось, однако учебный предмет «Общая психология» стал интерпретироваться по‑разному. РќРѕРІРѕРµ положение Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ получения высшего образования РїРѕ психологической специальности 1970‑х Рё изменения 1980‑х РіРѕРґРѕРІ имели Рё отрицательные последствия, снижение ценности области общей психологии. Таким образом, сегодня правомерен РІРѕРїСЂРѕСЃ, чем собственно является общая психология. РџСЂРё этом необходимо учитывать гетерогенность общей психологии: общая психология (Allgemeine Psychologie) отличается РѕС‚ general psychology; тематические поля РІ общей психологии – РІ результате образовательных реформ – оказываются менее связанными, чем этого хотелось Р±С‹.
Ключевые слова: общая психология; Allgemeine Psychologie; general psychology; история психологии; предмет общей психологии; физиологическая психология В. Вундта; персоналистическая теория В. Штерна; психология как профессия