О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
 
Сироткина И.Е. Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2
Раздел
История идей в психологии
Страницы
146-159
Тип
Научная статья
Заглавие
Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции
Авторы
Сироткина Ирина Евгеньевна
Аннотация
Автор иллюстрирует изменения, произошедшие с психологической категорией эмоций, на примере музыкальных чувств. В первой части статьи идет речь о многозначности и исторической изменчивости категории эмоций. Эта категория относительно недавнего – нововременного – происхождения: до «эмоций» для описания сферы чувств пользовались такими понятиями, как «интеллектуальные аппетиты», «аффекты» и «страсти души». В отличие от «эмоций», «аффекты» и даже «страсти» считались произвольными движениями, или действиями, активной души. Напротив, под «эмоцией» стали понимать пассивное, реактивное и связанное с телом состояние. Переход от «аффектов души» к «эмоциям» совпал с зарождением на рубеже XVIII-XIX вв. естественно-научной психологии, и постепенно «эмоции» почти вытеснили все другие, относящиеся к чувствам категории. Тем не менее, автор предполагает, что понятие «аффектов души» полностью не исчезло, а сохранились в психологии искусства и, в частности, восприятия музыки. В статье показано, что в исследованиях музыкальных чувств, наряду с модернистским естественно-научным дискурсом эмоций, продолжает существовать старинный дискурс аффектов души. Интересно, что у некоторых авторов – включая Льва Толстого и современных психологов – могут одновременно встречаться оба дискурса.
Ключевые слова
  • историчность психологических категорий
  • аффекты души
  • эмоции
  • психология музыки
Библиография
  • Арановский М. Тезисы о музыкальной семантике // Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998.
  • Веберн А. Лекции о музыке. Избранные письма. М., 1975. C. 11-31.
  • Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера [1932] // Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 6. М., 1984а. С. 319-328.
  • Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование [1931-1933] // Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 6. М., 1984б. С. 91-318.
  • Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 231-258.
  • Денеш З. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1970.
  • Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
  • Земцовский И.И. Человек музицирующий – Человек интонирующий – Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. СПб., 1996.
  • Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001.
  • Кандинский В. О духовном в искусстве // Избранные труды по теории искусства. Т. 1. 1901-1914. М., 2008а. С. 104-170.
  • Кандинский В. Приложения к работе «О духовном в искусстве» [1914] // Избранные труды по теории искусства. Т. 1. 1901-1914. М., 2008б. С. 171-219.
  • Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004.
  • Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. Программа-конспект лекционного курса. М., 2000.
  • Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики [1926] // Из ранних произведений. М., 1990. C. 195-392.
  • Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека / Под ред. В.И. Белопольского. М., 2002.
  • Медушевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки. [http://www.portal-slovo.ru]
  • Мясищев В., Готсдинер А. Что есть музыкальность? [1976] // Музыкальная психология: хрестоматия. М., 1992.
  • Орлов Г. Древо музыки. СПб., 2005.
  • Россолимо Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание (по поводу «декадентства»). М., 1901.
  • Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  • Смирнов А.А. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / Отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 15-27.
  • Смит Р. История гуманитарных наук. М., 2007.
  • Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород, 1994.
  • Строганова М.А. История рода Скадовских герба «Доленга», его потомки и родственники в России (век XVIII – век XXI). Документы и воспоминания современников. М., 2001.
  • Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 39-251.
  • Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собрание сочинений: в 22-х тт. Т. 12. М., 1982.
  • Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.
  • Хазанова Н. Музыка в понимании мыслителей эпохи Ренессанса. [http://opentextnn.ru/music/interpretation/?id=577]
  • Ханнанов И. Риторика в Барокко и в Романтизме: позиционирование субъекта. [http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/12_3_2001.htm]
  • Эйгес И. Воззрение Толстого на музыку [1929] // Эстетика Льва Толстого / Под. ред. П.Н. Сакулина. М., 1929.
  • Эйгес К.Р. Очерки по философии музыки [1912] // Звучащие смыслы. Альманах / Сост. С.Я. Левит, И.А. Осиновская. СПб., 2007. С. 175-222.
  • Bodor P. On Emotions: A developmental social constructionist account. Budapest, 2004.
  • Boring E.G. A history of experimental psychology. N.Y., 1950.
  • Danziger K. Naming the mind: how psychology found its language. L.; Beverley Hills, 1997.
  • Darwin Ch. The descent of man and selection in relation to sex. L., 1871.
  • Dixon T. From passions to emotions: The creation of a secular psychological category. Cambridge, 2003.
  • Dror O.E. Dangerous liaisons: science, amusement and the civilizing process // Representing emotions: new connections in the histories of art, music and medicine. L., 1999а. Р. 224-234.
  • Dror O.E. The affect of experiment: the turn to emotions in Anglo-American physiology, 1900-1940 // Isis. 1999b. N 90/2 (June). P. 205-237.
  • Dror O.E. Counting the affects: discoursing in numbers // Social Research. 2001а. N 68/2 (Summer). P. 47-67.
  • Dror O.E. Techniques of the brain and the paradox of emotions, 1880-1930 // Science in Context. 2001b. N 14/4. Р. 643-660.
  • Franco M. The work of dance: labor, movement, and identity in the 1930s. Middletown, CT, 2002.
  • Graham R. Putting psychology in its place: A critical historical overview. Brighton, 2002.
  • Gross D.M. The secret history of emotion: from Aristotle’s «Rhetoric» to modern brain science. Chicago, 2006.
  • Harré R., Parrot W.G. (Eds.) The Emotions: social, cultural and biological dimensions. L., 1996.
  • Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. 1863. [Рус. пер.: Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. 1875.]
  • Huron D. Music and the Psychology of Expectation. Cambrdige, 2006.
  • James S. Passion and action: the emotions in seventeenth-century philosophy. Oxford, 1997.
  • James W. The principles of psychology. Vol. 2 [1890]. N.Y., 1950.
  • Juslin P.N., Sloboda J.A. (Eds). Music and emotion: theory and research. Oxford, 2001.
  • Kivy P. How music moves // What is music? An introduction to the philosophy of music / Ed. by Ph. Alperson. Pennsylvania, 1987. Р. 147-164.
  • Langer S.K. Philosophy in a new key: A study in the symbolism of reason, rite and art [1942]. Cambridge, 1996. [Рус. пер.: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.]
  • Lloyd G.E.R. Cognitive variations: reflections on the unity and diversity of the human mind. Oxford, 2007.
  • Maslow A.H. The farther reaches of human nature. N.Y., 1976.
  • Matravers D. Art and emotion. Oxford, 1998.
  • Meyer L. Emotion and meaning in music. Chicago, 1956.
  • Peters R.S. Emotions and the category of passivity // Proceedings of the Aristotelian Society. 1961-1962. 62. Р. 116-134.
  • Rorty A.O. Explaining emotions // The Journal of Philosophy. 1978. N 75.
  • Sloboda J.A. Music structure and emotional response. Some empirical findings // Psychology of Music. 1991. Vol. 19. Р. 110-120.
  • Sloboda J.А. Exploring the musical mind: cognition, emotion, ability, function. Oxford, 2005.
  • Smith R. The history of psychological categories // Studies in history and philosophy of biological and biomedical sciences. 2005. N 36. Р. 55-94.
  • Smith R. Being human: historical knowledge and the creation of human nature. Manchester; N.Y., 2007.
  • Stumpf C. Gefühl und Gefühlsempfindung. Leipzig, 1928.
  • Zentner M., Grandjean D., Scherer K.R. Emotions evoked by the sound of music: characterization, classification, and measurement // Emotion. 2008. Vol. 8. N 4. Р. 494-521.
  • Van der Veer R. Tamara Dembo’s european years: working with Lewin and Buytendijk // Journal of the history of the behavioral sciences. 2000. N 36/2 (Spring). Р. 109-126.
Ссылка на эту статью
Сироткина И.Е. Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2. С. 146-159.

| Версия для печати |
© 2021 Методология и история психологии