Сусоколова Р. Рђ.
Проблема кризиса в психологии: Л. С. Выготский и современность
Страница статьи | PDF
Преобразования психологической науки, начало которым положил Р›. РЎ. Выготский, рассмотрены РІ историческом аспекте. Прослежены особенности продвижения эмпирической Рё теоретической психологии Рє высшей форме РїСЃРёС…РёРєРё (творчество, гениальность, креативность) путями, указанными Выготским. Продвигаясь РѕС‚ простого Рє сложному, объективно‑эмпирическая психология (психометрия) описывает креативность РІ терминах предшествующих форм РїСЃРёС…РёРєРё (интеллекта, памяти), упорядочивая лишь ее отдельные гипотетические признаки, которые измеряются СЃ помощью универсального метода – теста, построенного РїРѕ стимульно‑реактивному принципу. Разложение сложного единства РЅР° разобщенные элементы РЅРµ позволяет собрать РёР· РЅРёС… целостного феномена. Предложенные РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ психометрической трактовки креативности практические рекомендации РїРѕ отбору детей СЃ высокими показателями тестов Рё стимуляции РёС… продуктивности РЅРµ дают ожидаемого увеличения количества гениев. РЎ позиций теоретической психологии РёСЃС…РѕРґРЅРѕ дается определение творчества, посредством выявления единицы его анализа, обнаруживающей существо Рё раскрывающей механизм этого феномена. Р’ соответствии СЃ этим определением разработан специфический психологический метод диагностики, РїРѕ результатам которой предложены эффективные педагогические рекомендации РїРѕ формированию Рё воспитанию творческих личностей. Ртот РїРѕРґС…РѕРґ реализует предвиденную Выготским перестройку методологии науки, соответствующую требованиям высокоорганизованной практики (термин Выготского).
Ключевые слова: теория кризиса в психологии; эмпирическая психология; теоретическая психология; психометрия; творчество; креативность; высокоорганизованная практика