Петровский В. А.
Психофизическая проблема: «кто» видит мир?
(эскиз концепции взаимоопосредования)
Страница статьи | PDF
Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ СЃРІСЏР·Рё психического Рё физического (души Рё тела), сохраняя значение РѕРґРЅРѕР№ РёР· центральных проблем философии, интригует трудностью своего рассмотрения РЅРµ только философов, РЅРѕ Рё представителей конкретных наук, психологов, физиков, логиков, семиотиков. Р’ последние РґРІР° столетия появились новые термины («квалиа», «супервентность», «эмерджентность», «философский Р·РѕРјР±РёВ»), призванные содействовать разрешению «трудной проблемы сознания» (Р”. Чалмерс). РќРѕ обеспечивают ли эти лингвистические инновации существенный прогресс РІ решении старой проблемы? Автор полагает, что, обновляя традиционный РґРёСЃРєСѓСЂСЃ, РѕРЅРё требуют существенной конкретизации, так как оставляют неясным сам критерий различения «психического» Рё «физического» (без чего РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± РёС… соотнесении теряет какой-либо смысл). Рскомый критерий описывается РІ статье как трансферентность (распространяемость «за») нетрансферентность (приверженность месту). «Физическое» (волны, частицы) сохраняют собственные свойства Р·Р° пределами места своего возникновения, обнаруживая трансферентность (частицы переносятся, волны распространяются без изменения собственных свойств); «психическое» (ощущения, представления, чувства, мысли, эмоции, устремления Рё РґСЂ.) – нетрансферентны (существуют там Рё только там, РіРґРµ возникли). Трудность разрешения психофизической проблемы обусловлена «ошибкой смотрящего» – неразличением чувственных (представляемых) Рё сверхчувственных (мыслимых) элементов. Психические явления представляют СЃРѕР±РѕР№ результат взаимодействия мыслимых физических элементов (РїРѕ примеру интерференции волн Рё образованию «стоячей волны»). Подразумевается, что РѕРґРЅРёРј РёР· участников взаимодействия («сопродуцентом») является органическое тело РёРЅРґРёРІРёРґР° (Рё, РІ частности, его РјРѕР·Рі). Гипотетическая модель психических содержаний (метафорическая модель) – это внутренняя голограмма, порожденная РёРЅРґРёРІРёРґРѕРј Рё существующая РІ единственном экземпляре. Предполагается, что, имея структурный характер, РѕРЅР° СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° конфигурировать проходящую СЃРєРІРѕР·СЊ нее лучистую энергию тела, выступая тем самым РІ роли «формальной» Рё «целевой» причин поведения (РІ терминах Аристотеля). Таким образом, оспаривается представление РѕР± эпифеноменальности (избыточности) РїСЃРёС…РёРєРё РІ организации активности РёРЅРґРёРІРёРґР°. РћСЃРѕР±Рѕ подчеркивается эксклюзивный характер психических явлений как внутренних голограмм, так как согласно РёСЃС…РѕРґРЅРѕР№ гипотезе РѕРЅРё привержены месту своего возникновения, – РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть зафиксированы СЃ помощью технических устройств или, как говорится, «глазом», «извне» (РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть «извлечены», «подсмотрены», «переданы», «сфотографированы», «запеленгованы» Рё С‚.Рї.). Принято говорить, что психические содержания «скрыты РѕС‚ стороннего наблюдателя» Рё РїСЂРё этом «видимы (переживаемы) только изнутри». Автор показывает, что представления Рѕ «видимости психических содержаний изнутри» подлежат критическому рассмотрению: идея «внутреннего созерцателя» порождает представление Рѕ «гомункулусах», – РґСѓСЂРЅСѓСЋ бесконечность вложенных РґСЂСѓРі РІ РґСЂСѓРіР° «человечков». Тезис автора состоит РІ том, что первоначально «нет РЅРёРєРѕРіРѕ внутри, кто видел Р±С‹, переживал, стремился», иными словами, был субъектом внутренней жизни («я»); «созерцаемое» Рё «созерцатель» суть фрагменты феноменального поля, «комментированные» культурно-заданными вербальными знаками («я вижу», «я представляю», «я испытываю» Рё С‚.Рї.). Некоторые модели «я», порожденные телесностью РёРЅРґРёРІРёРґР° РІ социокультурной среде, проявляют свойство самодвижения, causa sui. Таким образом, РІ целом, взаимоотношения психического Рё физического интерпретируется как РёС… взаимоопосредование, – СЃРѕ-бытийность; отношения РЅРµ симметричны: РЅРµ РїСЃРёС…РёРєР° – «для тела», Р° тело – «для РїСЃРёС…РёРєРёВ».
Ключевые слова: «трудная проблема сознания»; квалиа; супервентность; эмерджентность; психическое; физическое; маргинальное; трансферентность–нетрансферентность; чувственное; сверхчувственное; причинность; эпифеномен; опосредование; «я»