About
Issues
Our authors 
Library
Contact us
Forum
 
Volodarskaya, E.A. (2009). Scientific-logical analysis of O.K. Tikhomirov's research school

Download full text in PDF (in Russian)

Journal
Methodology and History of Psychology. 2009. Volume 4. Issue 4
Section
School of O.K. Tikhomirov in Context of Russian and World Psychology
Pages
28-44
Type
Scientific article
Title
Scientific-logical analysis of O.K. Tikhomirov's research school
Authors
Volodarskaya, Elena Aleksandrovna
Abstract
The article deals with the history of formation and development of scientific school, created in psychology by O.K. Tikhomirov. The author analyzes the relevant features of this association of scientists to the general characteristics of scientific schools, presented in the science studies. The research program of the school is presented, the social-scientific situation of functioning and psychological features of the scientific school of O.K. Tikhomirov are characterized.
Keywords
  • scientific school
  • school – research team
  • direction in science
  • research program
  • subject-logical factors of development of scientific school
  • social-scientific situation of functioning of school
  • psychological features of scientific school
  • personality of leader of scientific school
References
  • Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  • Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М., 1998.
  • Анохин П.К. Верю таланту // Наука сегодня / Под ред. С.Р. Микулинского. М., 1969. С. 255-260.
  • Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  • Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Бабаева Ю.Д. Целеобразование в интеллектуальной деятельности в условиях диалога с ЭВМ: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  • Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 16-28.
  • Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 89-100.
  • Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
  • Бабанин Л.Н. Психологическая методика как предмет общепсихологического анализа // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 2 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М., 2006. С. 177-202.
  • Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79-96.
  • Белавина И.Г. Применение ЭВМ в режиме диалога для экспериментально-психологического исследования мышления: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  • Березанская Н.Б. Непроизвольные компоненты целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Боярский П.В., Гаврюшин Н.К. Научная школа как коллективное творческое сознание // Школы в науке. М., 1977. С. 354-362.
  • Бреслав Г.М. Критический анализ информационного кибернетического подхода к исследованию эмоций (о путях изучения эмоций): автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.
  • Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  • Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972.
  • Войскунский А.Е. Психология компьютеризации – история и современность // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения). Тезисы докладов научной конференции, ИП РАН, 22-23 мая 2003 г. М., 2003. С. 207-212.
  • Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.
  • Войскунский А.Е., Петренко В.Ф., Смыслова О.В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 104-118.
  • Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Роль мотивации "потока" в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35-43.
  • Володарская Е.А. Научная школа как объект идентификации ученых. М., 1996.
  • Гарбер И.Е. Психологические последствия компьютерной личностной психодиагностики: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.
  • Гасилов В.Б. Научная школа – феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке. М., 1977. С. 119-152.
  • Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  • Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  • Гурьева Л.П. Умственная деятельность в условиях автоматизации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  • Джакупов С.М. Целеобразование в совместной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  • Зиновиева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  • Знаков В.В. Мнемические компоненты целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Знаков В.В. Психология понимания и общения. М., 1994.
  • "Искусственный интеллект" и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976.
  • Иванов М.А. Научно-исследовательская программа как фактор регуляции межличностных отношений в первичном научном коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  • Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Копина О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Корнилова Т.В. Целеобразование в "диалоге" с ЭВМ и в условиях общения: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980.
  • Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.
  • Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  • Ланге К.А. Классические и современные научные школы и научно-исследовательские объединения // Школы в науке. М., 1977. С. 265-274.
  • Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Мальцене Л. Проблема идентификации и исследования развития научных школ // Bedingungen für die Entstehung und Entwicklung neuer Forschungsrichtungen. Berlin, 1989. S. 279-284.
  • Матюшкина А.А. Сравнительный анализ смыслообразования в индивидуальном и групповом мышлении: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  • Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. М., 2003.
  • Матюшкина А.А. Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления. М., 2004.
  • Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.
  • Мирская Е.З. Научные школы: история, проблемы, перспективы // Науковедение и новые тенденции развития российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. М., 2005. С. 244-265.
  • Повякель Н.И. Влияние языков программирования на целеобразование в условиях деятельности пользователя ЭВМ: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975.
  • Психологические исследования целеобразования / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1977.
  • Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979.
  • Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г. Ярошевского, О.К. Тихомирова. М., 1987.
  • Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань, 2005.
  • Телегина Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.
  • Терехов В.А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задач (эвристик): автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.
  • Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  • Тихомиров О.К. Эвристическое программирование и психология творческого мышления // Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971. С. 265-307.
  • Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  • Тихомиров О.К. Психология компьютеризации: современные проблемы // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. С. 3-6.
  • Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.
  • Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
  • Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986.
  • Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 31-42.
  • Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987.
  • Человек и компьютер / Под ред. и с пред. О.К. Тихомирова. М., 1972.
  • Человек и ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1973.
  • Цукерман А.М. Образ мышления лидера как один из определяющих факторов формирования научной школы // Школы в науке. М., 1977. С. 347-353.
  • Ярошевский М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы // Социально-психологические проблемы науки. М., 1973. С. 174-184.
  • Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 11. С. 97-109.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 7-97.
  • Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40-53.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
To cite this article
Volodarskaya, E.A. (2009). Scientific-logical analysis of O.K. Tikhomirov's research school. Methodology and History of Psychology, 4(4), 28-44.

| Версия для печати |
© 2020 Methodology and History of Psychology