About
Issues
Our authors 
Contact us
Forum
 
Senuschenkov, S.P. (2009). Genesis of mental processes in the theory of gradual formation of mental actions

Download full text in PDF (in Russian)

Journal
Methodology and History of Psychology. 2009. Volume 4. Issue 2
Section
History of Russian Psychology
Pages
59-75
Type
Scientific article
Title
Genesis of mental processes in the theory of gradual formation of mental actions
Authors
Senuschenkov, Stanislav Petrovich
Abstract
The article deals with general psychological aspects of the concept of interiorization, the core component of the theory of gradual formation of mental actions and concepts of P.Ya. Galperin. It is shown that the main theoretical task of the concept of interiorization of P.Ya. Galperin was the solution of the problem of nature and origin of the psychological (mental) processes. On this basis, the author analyzes the main aspects of this theory: the concept of mental, material, materialized action, the content of changes of the action at successive stages of formation, the problem of the necessity of various stages – in order to determine the extent to which the theory solves the problem.
Keywords
  • theory of gradual formation of mental actions and concepts of P.Ya. Galperin
  • interiorization
  • material form of action
  • materialized form of action
  • mental action
References
  • Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  • Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Элементы общей психологии: Основные механизмы человеческого поведения / Под ред. К.Н. Корнилова. М., 1930. С. 48-61.
  • Гальперин П.Я. [Выступление на прениях] // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 93-99.
  • Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии (3-8 июля 1953 г.). М., 1954. С. 188-201.
  • Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Вестник МГУ. Серия экономики, философии, права. 1957a. № 4. С. 111-118.
  • Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы Совещания по психологии (1-6 июля 1955 г.). М., 1957б. С. 417-425.
  • Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 33-38.
  • Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 441-469.
  • Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 141-148.
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  • Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  • Гальперин П.Я., Обухова Л.Ф. Процесс решения задач и проблема формирования полноценного объекта действия в уме // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2. С. 73-77.
  • Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 28-44.
  • Давыдов В.В. Образование начального понятия о количестве у детей // Вопросы психологии. 1957. № 2. С. 82-96.
  • Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 229-270.
  • Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  • Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М., 1989.
  • Леонтьев А.Н. О материалистическом, рефлекторном и субъективно-идеалистическом понимании психики // Советская педагогика. 1952. № 7. С. 50-65.
  • Ольшанникова А.Е. Формирование обобщенного умственного действия звукоразличения // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 59-62.
  • Подольский А.И. Формирование симультанного опознания. М., 1978.
  • Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  • Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  • Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
  • Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  • Смирнов А.А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И.П. Павлова // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 9-45.
  • Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 28-41.
  • Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  • Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., 1987.
  • Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Зависимость формирования геометрических понятий от исходной формы действия // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 6. С. 27-30.
  • Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Роль внешнеречевого этапа при разной форме исходного действия в процессе формирования понятий // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 1. С. 67-70.
  • Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 49-74.
  • Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982.
  • Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3. С. 39-42.
To cite this article
Senuschenkov, S.P. (2009). Genesis of mental processes in the theory of gradual formation of mental actions. Methodology and History of Psychology, 4(2), 59-75.

| Версия для печати |
© 2017 Редакция журнала "Методология и история психологии"