About
Issues
Our authors 
Library
Contact us
Forum
 
Bogdanchikov, S.A. (2009). Contemporary Russian authors on scientific schools in Soviet psychology in the 1920s and the 1930s

Download full text in PDF (in Russian)

Journal
Methodology and History of Psychology. 2009. Volume 4. Issue 2
Section
History of Russian Psychology
Pages
7-31
Type
Scientific article
Title
Contemporary Russian authors on scientific schools in Soviet psychology in the 1920s and the 1930s (critical analysis)
Authors
Bogdanchikov, Sergey Aleksandrovich
Abstract
The results of a detailed historiographical analysis of problem of scientific schools in Soviet psychology in the 1920–1930s are given. From this point of view, studying of monographs, textbooks and teaching materials on the history of psychology of modern Russian authors – A.N. Zhdan , V.A. Koltsova, T.D. Martsinkovskaya, A.V. Petrovskiy and M.G. Yaroshevsky, – and psychological dictionaries and encyclopedias (P.S. Gurevich, M.I. Enikeeva, L.A. Karpenko and A.V. Petrovskiy, I.M. Kondakova, B.G. Meshcheryakov and V.P. Zinchenko, R.S. Nemov, A.L. Sventsitsky, etc.) allowed to come to the conclusion that there is a lack of a clear and convincing answer to the question of the scientific school in Soviet psychology of the 1920–1930s, which is directly linked to the lack of attention of researchers working in the field of the history of psychology to the problem of scientific schools in general, and the concept of "scientific school" – in particular.
Keywords
  • scientific schools (in psychology)
  • history of Soviet psychology
  • historiography of Soviet psychology
  • Soviet psychology of the 1920–1930s
  • monographs
  • textbooks
  • dictionaries on psychology
  • historiographical analysis
References
  • Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 3-4. С. 325-344.
  • Большая психологическая энциклопедия / Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С., Есина Е.В. и др. М., 2007.
  • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб., 2007.
  • Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2009.
  • Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно-историческая психология. 2007а. № 1.
  • Ждан А.Н. Научные школы отечественной психологии в историческом освещении // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. 18-21 сентября 2007 года: в 3-х тт. Т. 1. М.; Ростов н/Д, 2007б. С. 362-363.
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 8-е изд., испр. и доп. М., 2008.
  • Ждан А.Н. Общий очерк истории психологии в России // Российская психология: Антология / Авт.-сост. А.Н. Ждан. М., 2009. С. 3-26.
  • Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 117-127.
  • История психологии в лицах. Персоналии / Ред.-сост. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6-ти тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  • К 100-летию со дня рождения П.И. Зинченко // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 128-129.
  • Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  • Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М., 2008.
  • Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). М., 2006.
  • Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2007.
  • Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
  • Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д, 1998.
  • Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М., 2001.
  • Марцинковская Т.Д. Густав Густавович Шпет – жизнь как проблема творчества // Шпет Г.Г. Психология социального бытия / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.; Воронеж, 1996. С. 5-27.
  • Марцинковская Т.Д. Проблема эстетических переживаний в концепции "психологии социального бытия" Г.Г. Шпета // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 119-127.
  • Марцинковская Т.Д. (ред.) Густав Густавович Шпет: архивные материалы, воспоминания, статьи. М., 2000.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник для студентов высших учебных заведений. 8-е изд., испр. и доп. М., 2008а.
  • Марцинковская Т.Д. Международная конференция, посвященная наследию Г.Г. Шпета // Вопросы психологии. 2008б. № 1. С. 171-174.
  • Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2008.
  • Микулинский С.Р., Ярошевский М.Г. Сеченов – великий русский естествоиспытатель и мыслитель // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980. С. 5-21.
  • Немов Р.С. Психологический словарь. М., 2007.
  • Общая психология. Словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6-ти тт. / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
  • Петровский А.В. Психология в России: XX век. М., 2000.
  • Петровский А.В. Записки психолога. М., 2001.
  • Петровский А.В. Психология и время. СПб., 2007.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: в 2-х тт. Ростов н/Д, 1996.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебное пособие. М., 2001.
  • Полева Н.С. Сравнительно-исторический анализ психологических концепций научной школы Государственной академии художественных наук: дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  • Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.
  • Психологическая наука в СССР: в 2-х тт. / Ред. колл.: Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Ф.Н. Шемякин. М., 1959-1960.
  • Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Ростов н/Д, 2004.
  • Психологический словарь / Под общ. науч. ред. П.С. Гуревича. М., 2007.
  • Психология в Московском университете: 1755-2005 / Научн. ред. А.Н. Ждан. М., 2007.
  • Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; сост. Л.А. Карпенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  • Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993-1999. Т. 1. А-М. 1993. Т. 2. М-Я. 1999.
  • Российская психология: Антология / Авт.-сост. А.Н. Ждан. М., 2009.
  • Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2004.
  • Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. М., 2009.
  • Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / Отв. ред. М.Г. Ярошевский. М., 1987.
  • Шикун А.А. Феномен научных психологических школ // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 8-12.
  • Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  • Ярошевский М.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века. Душанбе, 1961.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль (К столетию "Рефлексов головного мозга") // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 3-21.
  • Ярошевский М.Г. Иван Михайлович Сеченов. 1829-1905. Л., 1968.
  • Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 11. С. 97-109.
  • Ярошевский М.Г. Принцип детерминизма и логика развития научного познания // Вопросы философии. 1976. № 10. С. 43-54.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 7-97.
  • Ярошевский М.Г. И.М. Сеченов и психология активности // Вопросы психологии. 1979a. № 4. С. 91-107.
  • Ярошевский М.Г. О генезисе субъекта научного познания // Вопросы философии. 1979б. № 6. С. 68-80.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и развитие научных знаний о поведении // Иван Михайлович Сеченов. К 150-летию со дня рождения. М., 1980. С. 336-413.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
  • Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 5-18.
  • Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие. М., 1996а.
  • Ярошевский М.Г. Когда Л.С. Выготский и его школа появились в психологии? // Вопросы психологии. 1996б. № 5. С. 110-121.
  • Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М., Воронеж, 1996в.
  • Ярошевский М.Г. Трактовка истории поведения в научной школе Выготского-Лурия // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 118-125.
  • Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8-12.
  • Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Л.С. Выготский – исследователь проблем методологии науки // Вопросы философии. 1977. № 8. С. 91-105.
  • Ярошевский М.Г., Умрихин В.В. Формирование школы Б.М. Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 87-101.
  • Murchison C. (ed.) Psychologies of 1930. L.; Oxford, 1930.
To cite this article
Bogdanchikov, S.A. (2009). Contemporary Russian authors on scientific schools in Soviet psychology in the 1920s and the 1930s (critical analysis). Methodology and History of Psychology, 4(2), 7-31.

| Версия для печати |
© 2020 Methodology and History of Psychology