About
Issues
Our authors 
Contact us
Forum
 
Levchenko, E.V. (2008). Mikhail Yakovlevich Basov: course of life and psychological theory

Download full text in PDF (in Russian)

Journal
Methodology and History of Psychology. 2008. Volume 3. Issue 4
Section
St.-Petersburg (Leningrad) School of Psychology: Unity of Diversity
Pages
21-45
Type
Scientific article
Title
Mikhail Yakovlevich Basov: course of life and psychological theory
Authors
Levchenko, Elena Vasilievna
Abstract
The article describes the way of life of M.Ya. Basov (1892–1931), the outstanding representative of the Russian psychology of the first third of the 20th century. The influence of his teacher A.F. Lazursky's ideas and personality, as well as of the views of V.M. Bekhterev, on the formation of the psychological concept of M.Ya. Basov are analyzed. The author presents a periodization of scientific work of researcher. It has been established that the contribution of M.Ya. Basov to the development of psychology is implementation of fundamentally new strategy for the creation of a psychological concept. The most significant features of this strategy are: 1) a radical change of view on the subject of psychology, consisting in the inclusion in it not only the subjective side of the relationship to the environment, but also the "organism (human) – environment" system as a whole; 2) development of a methodology of psychological research of this system and its components: the forms of activity, mechanisms of regulation, and activity, released from the reality of the environment; 3) putting of problem of activity of environment that can subdue the subject and his activities, and the study of the limits of such a subdue.
Keywords
  • psychological theory
  • course of life
  • scientific work
  • methodology
  • subject of psychology
  • "organism – environment" system
  • human as an active actor in environment
  • forms of activity
  • activity of environment
  • activity
  • method of observation
References
  • Басов М.Я. Отчет о заседании Санкт-Петербургского философского общества // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1913. Т. Х. Вып. 1. С. 72-80.
  • Басов М.Я., Надольская М. К вопро су об индивидуальных особенностях двигательно-волевых процессов // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1913. Т. Х. Вып. 4. С. 29-48.
  • Басов М.Я. Второй Всероссийский съезд по экспериментальной педагогике // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1914. Т. XI. Вып. 1. С. 77-113.
  • Басов М.Я. О психическом темпе // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1914. Т. XI. Вып. 2. С. 6-27.
  • Басов М.Я. Проблемы функциональной психологии в постановке А.Ф. Лазурского // Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 2. С. 219-229.
  • Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922.
  • Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии // Вопросы изучения и воспитания личности. 1922. № 4-5. С. 840.
  • Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений и ее применение к детям дошкольного возраста. М.; Пг., 1923.
  • Басов М.Я. К методике психологических наблюдений за детьми // Методы объективного изучения ребенка. Л., 1924. С. 52.
  • Басов М.Я. Кризис психологии. К итогам Второго Всесоюзного съезда по психоневрологии // Просвещение: сборник статей / Под общ. ред. Г. Тумима и др. 1924. № 4. С. 231-242.
  • Басов М.Я. Метод объективного наблюдения в психологии детского возраста и педагогике // Опыт объективного изучения детства. Л., 1924. С. 5-20.
  • Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Изд. 2-е, перераб. и доп. Л., 1924. (на обл. 1925).
  • Басов М.Я. Новые идеи в учении о личности // Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1925. С. 9-44.
  • Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. Изд. 3-е, испр. и доп. Л., 1926.
  • Басов М.Я. Психология, рефлексология и физиология // Вопросы педагогики. Л., 1927. Вып. 2. С. 3-40.
  • Басов М.Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928.
  • Басов М.Я. Структурный анализ процессов поведения и его значение при изучении ребенка // Основные проблемы педологии в СССР. По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда 27 декабря 19273 января 1928. М., 1928. С. 61-66.
  • Басов М.Я. Очередные проблемы психологии // Естествознание и марксизм. 1929. № 3. С. 54-82.
  • Басов М.Я. Общие основы педологии. 2-е испр. и доп. изд. М.; Л., 1930.
  • Басов М.Я. Очередные проблемы // Очередные проблемы педологии / Под ред. М.Я. Басова. М.; Л., 1930.
  • Басов М.Я. Проблема развития в психологии // Психоневрологические науки в СССР. Материалы Первого Всесоюзного съезда по изучению поведения человека. М.; Л., 1930. С. 50.
  • Басов М.Я. О некоторых задачах предстоящей перестройки педологии // Педология. 1931. № 5-6 (17-18). С. 12.
  • Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  • В борьбе за марксистско-ленинскую педологию. Дискуссия по работам проф. М.Я. Басова 25-29 марта 1931 г. / Под ред. В.И. Капустина, М.А. Левиной. М.; Л., 1932.
  • Воронова Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах В.С. Мерлина. Историко-психологическое исследование: автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, 1994.
  • Все силы научных работников на теоретическую разработку проблем социалистического строительства и классовой борьбы пролетариата. Постановление ЦК ВКП(б) от 15 марта 1931 г. по докладу президиума Коммунистической академии // За марксистско-ленинское естествознание. 1931. № 1. С. 3-5.
  • Герке Е.Д. Профессор М.Я. Басов (биографический очерк) // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. С. 400-403.
  • Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
  • Исаева Э.Г. Психологические воззрения М.Я. Басова: дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  • Лазурский А.Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. III (53). Май-июнь. С. 217-263.
  • Лазурский А.Ф. Программа исследования личности // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. Вып. 9. С. 686-709.
  • Лазурский А.Ф. Школьные характеристики. СПб., 1908.
  • Лазурский А.Ф. Значение гипотезы способностей для эмпирической психологии // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. II (102). Март-апрель. С.113-140.
  • Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. Кн. 1. Январь. С. 1-24; Кн. 2. Февраль. С. 1-17.
  • Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 134 (IV). Сентябрь-октябрь. С. 201-251.
  • Левченко Е.В. Научное наследие В.М. Бехтерева и его школа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 1. С. 68-69.
  • Левченко Е.В. "Новая психология" А.Ф. Лазурского // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 2. С. 73-86.
  • Левченко Е.В. Психологическая концепция В.М. Бехтерева // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 1. С. 70-81.
  • Левченко Е.В. Возможна ли когнитивная история психологии? // Вестник Пермского университета. Психология. 1998. Вып. 3. С. 13-23.
  • Менчинская Н.А. Общепсихологические воззрения М.Я. Басова и их значение для педагогической психологии // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 148-151.
  • Мерлин В.С. Психологические воззрения М.Я. Басова // Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. С. 24.
  • Мясищев В.Н. М.Я. Басов. К 80-летию со дня рождения // Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 159-163.
  • Некоторые итоги и перспективы // Естествознание и марксизм. 1929. № 3. С. 6.
  • Психология: словарь / Под общ ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  • Резолюция президиума Коммунистической академии совместно с Ассоциацией естествознания Комакадемии и естественным отделением ИКПФиЕ по докладу С. Шмидта и содокладу А. Максимова "О положении на фронте естествознания" // За марксистско-ленинское естествознание. 1931. № 1.
  • Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  • Сталин И.В. О самокритике: Из доклада о работе апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК (1928 г.) на собрании актива Московской организации ВКП(б) 13 апреля 1928 г. // И. Сталин о большевистской самокритике и задачах печати. Л., 1981.
  • Труды Второго Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике в Петрограде с 26 по 31 декабря 1913 г. Петербург, б.г.
  • Щелованов Н.М. Методы генетической рефлексологии // Методы объективного изучения ребенка / Под ред. И.В. Эвергетова. Л., 1924. С. 18-30.
  • Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.
  • Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к столетию со дня рождения М.Я. Басова) // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 156-169.
  • Bauer R.A. The new man in Soviet psychology. Cambridge, 1952.
  • Hyden L.-Ch. The conceptual structure of Soviet Psychology in Vygoskij’s, Leontjev’s and Rubinstein’s theories. Stockholms Universitet, 1988.
  • Lundin R.W. Basov Mikhail Yakovlevich (1892-1931) // Concise Enciclopedia of Psychology. N.Y., 1987. P. 112.
  • Sahakian W.S. History and systems of psychology. N.Y., 1975.
To cite this article
Levchenko, E.V. (2008). Mikhail Yakovlevich Basov: course of life and psychological theory. Methodology and History of Psychology, 3(4), 21-45.

| Версия для печати |
© 2018 Methodology and History of Psychology